Не диспетчерская, а почти филиал Роскосмоса
Диспетчерская РИР находится на улице Красных Зорь, 22 — как раз там сейчас концессионер прокладывает новый магистральный хозфекальный коллектор. За вполне привычным фасадом задания совершенно непривычная для коммунальной компании атмосфера.
На стене — несколько огромных мониторов. На одном показывают, что происходит на очистных, на другом — как обстоят дела на всех водозаборах, на третьем — что творится на теплосетях и так далее. Если где что происходит, диспетчер видит это и в тот же миг принимает решение о путях ликвидации аварии, направляет специалистов к месту, словом, оперативно купирует проблему.
Тут же в онлайн-режиме вводят заявки от населения. И никаких тебе огромных бумажных журналов, куда диспетчер прежде долго и терпеливо записывал подробную информацию об аварии или утечке. Потом начинали разбираться, что случилось. Ценное время шло, а жители испытывали дискомфорт.
«Сейчас мы переходим на новый стандарт работы, — рассказывает начальник оперативно-диспетчерского отдела обнинского филиала АО «РИР» Екатерина Савич. — Наше программное обеспечение фиксирует любое нарушение в системе и тут же выводит данные на экран. Например, недавно на водозаборе произошел сильный скачок напряжения, из-за него сгорело несколько насосов. Как это почувствовали горожане? В некоторых домах упал напор воды. Раньше только на сбор информации о неполадках ушло бы немало времени. Теперь все иначе: мы тут же видим сбой, оперативно направляем к месту нужную бригаду и контролируем, как она работает».
Но давайте посмотрим на умную систему от РИР целиком.
От своевременного ремонта до геолокации работников
Новое ПО, которое, к слову, полностью импортонезависимое, что в нынешних экономических реалиях крайне важно, состоит из нескольких модулей. Внедрение еще не закончено, но уже сейчас можно получать достаточно большое количество информации.
Так, «Анализ балансов» наглядно показывает, сколько воды собрано на водозаборах и какое давление воды в том или ином секторе города. Сразу понятно, где образуются утечки и каков их примерный объем. «Помимо аварийных ситуаций существуют и так называемые коммерческие потери, — объясняет руководитель обнинского филиала АО «РИР» Алексей Бобырь. — Как правило, это или незаконные врезки, или манипуляции со счетчиками. Проще говоря, воровство. Получается, мы эффективно выполняем работу, потребитель воду получает, а за нее не платит. Раньше доказать это было сложно. С цифровым ресурсоснабжением ликвидировать подобные проблемы труда не представляет. Также мы можем контролировать расход крупных потребителей».
Модуль «Анализ режимов» позволяет поддерживать оптимальный режим работы насосных станций и экономить электроэнергию. Модуль «Заявки» автоматизирует весь рутинный документооборот — от обращения отдельного гражданина в диспетчерскую и до устранения проблемы. Он охватывает и соблюдение нормативных сроков, и контроль качества. Диспетчер при этом всегда видит в онлайн-режиме, где находится та или иная бригада. Или, к примеру, куда надо направить спецтехнику.
Всем известно, насколько износилась в Обнинске коммунальная инфраструктура — масштаб работ в городе по их замене впечатлит кого угодно. Сейчас по всему городу идет реконструкция теплосетей. Параллельно прокладывают новый хозфекальный коллектор. Ведут модернизацию очистных сооружений и водозаборов. Но от оперативной работы РИР тоже никто не освобождал. «В перспективе благодаря сбору и регулярному анализу данных об авариях, мы сможем перейти от аварийного к превентивному ремонту», — продолжает Бобырь.
Еще один модуль, «Обходчик-контролер», с одной стороны, облегчает работу инспекторам энергонадзора, рассылая им задания и все сопутствующие детали прямо на смартфон или планшет, а с другой — транслирует их геолокационные данные на диспетчерский пульт. Деятельность любого сотрудника оказывается всегда на виду, и можно видеть, чем он занят на работе. Наконец, пятый модуль, «Центральная панель», представляет собой набор рабочих столов, отображающих любую нужную руководителю информацию и позволяющих мгновенно реагировать на возникающие проблемы.
Будущее рядом: ИИ и ЖКХ
В перспективе РИР хочет внедрить в систему искусственный интеллект, чтобы моментально обрабатывать большие массивы данных. По заверениям Алексея Бобыря, большинство процессов в коммунальном хозяйстве — стандартные, и это поможет ускорить принятие решений. Проще говоря, диспетчер или мастер не будет искать варианты исправления той или иной проблемы, система предложит ему наиболее оптимальный вариант. Но, как подчеркивают в РИР, окончательное решение всегда будет принимать человек, и он же будет нести за него ответственность.
А еще в РИР уверены, что новым ПО могут заинтересоваться и управляющие компании — чтобы у них вся работа также была, как на ладони. «Например, сейчас при реконструкции теплосетей часть жителей лишена горячей воды должной температуры. Но им не надо заботиться о перерасчете, — поясняют в РИР. — Мы произведем его автоматически. Так же и УК могли бы вести полный контроль потребления ресурсов и фокусировать свои усилия на реальном энергосбережении».
Цифровое ресурсоснабжение в Обнинске вполне может стать предвестником серьезных тектонических сдвигов в этой сфере во всем регионе. Новый программно-аппаратный комплекс должен радикально оптимизировать всю инфраструктуру тепло-водоснабжения и водоотведения города как с точки зрения управления технологическими процессами, так и в плане работы сотрудников. Сейчас еще идет наладка системы и внедрение отдельных ее частей — завершить этот процесс РИР планирует к концу 2025 года. Люди же в итоге должны получить коммунальный комфорт.