Теперь РИР ждет разрешения на строительство. И продолжает работы на первом этапе — по ул. Красных Зорь. В общей сложности за 3,5 месяца концессионер построил более 700 метров нового коллектора. Полностью завершить работы должны к концу 2025 года. И тогда для Обнинска начнется новая коммунальная история.
Инновационная стройка
Новый магистральный хозфекальный коллектор — это 4 км трубопровода диаметром 1 200 мм, который прокладывают на глубине 10 м. Для сравнения: такова высота трехэтажного дома.
Строят объект абсолютно инновационным методом — как метро. На техническом языке он называется микротоннелированием. Обнинский филиал «Росатом инфраструктурные решения» на Красных Зорь построил несколько глубоких бетонных камер. Внутрь помещаются специальные установки горизонтального бурения, которые роют тоннели. А за ними идет проходческий комплекс. Он проталкивает трубы в подготовленное буром пространство. И так метр за метром, камера за камерой.
Есть деньги — есть коллектор
Что нужно строить новый коллектор, в городе понимали давно. На это каждый год выделялось около 40 млн руб. — много лет подряд. Но таких темпов работ, как сейчас, город еще не знал. В прежние годы продвигались метров по 150 в год. В этом году проложили уже больше 700 м, а к его концу выйдет на 2 000. Почему раньше скорость была черепашьей? Ответ на поверхности: объект предельно емкий с точки зрения финансирования. «Все просто: если деньги есть — мы строим, — признавался строительный вице-мэр Андрей Козлов. — Нет денег — нет коллектора».
И его бы не было, не договорись город с Росатомом. К слову, новый коллектор обойдется для РИР в 1,3 миллиарда рублей.
4 километра по центру города
Сейчас РИР получает разрешение на строительство второго этапа коллектора. Речь идет о 2 км от улицы Красных Зорь до Энгельса. Полностью работы должны завершить к концу 2025 года.
Конечно, у людей возникает вопрос о дискомфорте, который принесет прокладка коллектора на втором этапе. Ведь улица Красных Зорь находится на «задворках» города, а вот Энгельса — считайте, самый центр. В РИР обещают максимально, насколько это возможно, минимизировать неудобства для горожан. Так, часть проходческих камер — тех бетонных колодцев, где работает бурильная установка — будут установлены за пределами проезжей части. Но в некоторых местах временно изменится схема движения — и для машин, и для пешеходов.
Впрочем, разве можно сравнить эти временные неудобства с теми, что обнинцам приходилось испытывать в последние годы, когда город накрывала непереносимая вонь? От нее надо избавиться раз и навсегда. Сделать это без нового коллектора невозможно. И перекрытое на несколько недель движение — совсем не та неприятность, которую нельзя перетерпеть. Особенно если учитывать масштаб работ и скорость, с какой они выполняются.
Как обещали
А в том, что они будут выполнены, как обещано, в намеченный срок, то есть к концу 2025 года, РИР не сомневается. И на то у него есть не просто основания, но и доказательства. Помнится, в прошлом году, когда шли большие работы по замене теплотрассы на Королева, обнинцы с присущим им скептицизмом уверяли, что к пуску тепла концессионер не успеет. Успел. И навел идеальный порядок на месте работ — стало гораздо лучше, чем было.
А в этом сезоне замена тепломагистралей стала вообще феноменальной по объемам и по территории — работа велась в самых разных концах города. Так что горожане не просто боялись, что отопительный сезон в Обнинске будет задержан — они были уверены в этом чуть не на 100%. Но пуск тепла РИР начал минута в минуту, как только власти приняли об этом решение. А благоустройство — закончит позже. Как обещал.