Подводные камни тарифов

Автор: 03 июля 2025 436
Вопрос ремонта детских площадок становится все острее Вопрос ремонта детских площадок становится все острее

Как отличить честный тариф на обслуживание жилья от нечестного, от каких услуг управляющей компании можно отказаться и почему пассивность дорого обходится жителям?

С 1 июля 2025 года плата за ЖКХ в Обнинске выросла на 15,2%. «Дорогие» платежки горожане получат в августе. Управляющие компании тоже вынуждены повышать стоимость на услуги по содержанию, управлению и текущий ремонт — от инфляции никуда не деться, и выполнять прежний объем работ при новых ценах, когда стоимость материалов, да и не только их, стремится ввысь, невозможно. О «подводных камнях» новых тарифов на обслуживание мы поговорили с Ольгой Илюшиной, директором одной из старейших УК Обнинска, УК УЖКХ.

Муниципальный — не значит низкий

Корр. Как реагируют жители на сообщение о грядущем повышении тарифов?

Илюшина. К сожалению, пассивно. Алгоритм таков: мы предлагаем новый тариф, собственники могут либо принять его на общем собрании, либо предложить свой вариант. Но это в теории, а в реальности мы чаще всего сталкиваемся с привычным, но от этого не менее неприятным явлением: люди на собрание просто не приходят. Типичная картина: из девятиэтажки с 5–6 подъездами на собрание придут человек 10. Еще какая-то незначительная часть согласится выразить свое мнение на заочном голосовании, но кворума все равно не будет.

В этом случае управляющая компания имеет право перевести дом на муниципальный тариф. Для многих это становится неприятным сюрпризом. Муниципальный — совершенно не значит «низкий». Конечно, цифры разнятся в зависимости от возраста и состояния жилого фонда, но могу привести простой пример. В среднем тариф, предлагаемый нами, подра-
зумевает повышение в среднем на 5–6 рублей/ кв.м, что меньше муниципального в два раза. То есть, не придя на собрание, жители, по сути, проголосовали за куда более значительное повышение тарифа.

В то же время мы всегда готовы искать компромисс. Например, на некоторых домах, после диалога с собственниками, приняли решение немного снизить предлагаемый тариф путем пересмотра перечня работ и их периодичности. Так что всегда можно договориться, главное — не быть пассивным.

Кстати, заметный рост тарифа на содержание общедомового имущества — не единственное последствие позиции «моя хата с краю»…

Грязные игры

Корр. А чем еще это может грозить?

Илюшина. Ситуацией часто пользуются недобросовестные управляющие компании. Жили люди со своей УК много лет, пусть не в полном согласии — такого в нашей сфере не бывает, но в целом были работой УК удовлетворены. И тут объявляют о повышении тарифов. Кто-то бросает клич и развивает бешеную активность: мол, да зачем нам старая управляшка, давайте уйдем в другую, там даже уменьшить тариф обещают.

Если жители согласятся, рискуют получить «варяга», которого и в городе-то никто не знает. А главное, есть немалая вероятность, что работать новая УК не будет. Цель простая: говоря по-простому, срубить бабок, ничего не делая. Да, потом жители опомнятся, только дом уже придет в запущенное состояние, и будет непросто уговорить добросовестную управляющую компанию принять его на обслуживание.

Так что, когда слышите заманчивые обещания, задайте себе простой вопрос: за счет чего можно снизить тариф, если все вокруг дорожает?

Корр. Так вы же говорите, что жители пассивны и вообще голосовать отказываются? Как они организуют переход в другую УК?

Илюшина. Алгоритм очень простой, и обнинцы, к сожалению, знают это на собственном опыте. Если вы не хотите ничего решать — решат за вас. А доказать факт подделки протоколов будет сложно. Именно поэтому мы всегда говорим: выразите свое мнение. Вы за? Проголосуйте. Вы против или воздержались? Тоже зафиксируйте письменно. Так гораздо меньше шансов попасть в ситуацию «без меня меня женили», когда вашим голосом могут воспользоваться в своих интересах.

УЖКХЧасть жителей настаивают на том, что деревья под окнами нужно обязательно убирать. Другие столь же горячо их защищают

О тарифах и хлебе

Корр. Что получат жители от повышения тарифа? Увеличится ли объем услуг?

Илюшина. На этот вопрос приходится отвечать постоянно. Я обычно привожу простой пример: как все мы знаем на личном опыте, цены растут постоянно. Когда мы приходим в магазин, и видим, что буханка хлеба стала на 10 рублей дороже, мы же не думаем, что она при этом должна увеличиться и стать пятикилограммовой? Так почему от управляющей компании ждут «пятикилограммовой буханки»? Ответ, конечно, не радует, но он честный: объем работ останется прежним.

Корр. У жителей есть возможность выбирать, что именно они хотят получить от управляющей компании? Они могут отказаться от каких-то услуг, чтобы увеличить финансирование других статей?

Илюшина. Есть обязательные статьи расходов, изменить которые собственники не вправе. Это, в первую очередь все, что касается безопасности: обслуживание внутридомового газового оборудования и лифтов, работы с вентиляционными системами. А также подготовка к отопительному сезону и текущий ремонт кровли и швов в панельных домах. Полностью отказаться от уборки в подъездах и во дворах тоже нельзя, можно только отрегулировать периодичность.

Корр. А кто отвечает за содержание детских площадок? В Обнинске уже был прецедент, когда площадку на улице Курчатова собирались снести. Она пришла в аварийное состояние, поскольку за ней никто не следил…

Илюшина. Старые детские площадки находятся на балансе города. А вот те, что строили в последнее время по различным программам, как правило, находятся в составе общедомового имущества. Пока они были новыми, вопрос «кто должен следить» возникал редко. А вот сейчас он становится все острее — годы идут, площадки портятся. Если их не ремонтировать, состояние конструкций начинает представлять прямую угрозу для детей. И тут опять-таки жителям придется проявить активность и на общем собрании согласовать проведение работ. Да, чудес не бывает, и для этого нужно либо собрать дополнительные деньги, либо отказаться от какой-то другой статьи расходов.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены