С 1 июля 2025 года плата за ЖКХ в Обнинске выросла на 15,2%. «Дорогие» платежки горожане получат в августе. Управляющие компании тоже вынуждены повышать стоимость на услуги по содержанию, управлению и текущий ремонт — от инфляции никуда не деться, и выполнять прежний объем работ при новых ценах, когда стоимость материалов, да и не только их, стремится ввысь, невозможно. О «подводных камнях» новых тарифов на обслуживание мы поговорили с Ольгой Илюшиной, директором одной из старейших УК Обнинска, УК УЖКХ.
Муниципальный — не значит низкий
Корр. Как реагируют жители на сообщение о грядущем повышении тарифов?
Илюшина. К сожалению, пассивно. Алгоритм таков: мы предлагаем новый тариф, собственники могут либо принять его на общем собрании, либо предложить свой вариант. Но это в теории, а в реальности мы чаще всего сталкиваемся с привычным, но от этого не менее неприятным явлением: люди на собрание просто не приходят. Типичная картина: из девятиэтажки с 5–6 подъездами на собрание придут человек 10. Еще какая-то незначительная часть согласится выразить свое мнение на заочном голосовании, но кворума все равно не будет.
В этом случае управляющая компания имеет право перевести дом на муниципальный тариф. Для многих это становится неприятным сюрпризом. Муниципальный — совершенно не значит «низкий». Конечно, цифры разнятся в зависимости от возраста и состояния жилого фонда, но могу привести простой пример. В среднем тариф, предлагаемый нами, подра-
зумевает повышение в среднем на 5–6 рублей/ кв.м, что меньше муниципального в два раза. То есть, не придя на собрание, жители, по сути, проголосовали за куда более значительное повышение тарифа.
В то же время мы всегда готовы искать компромисс. Например, на некоторых домах, после диалога с собственниками, приняли решение немного снизить предлагаемый тариф путем пересмотра перечня работ и их периодичности. Так что всегда можно договориться, главное — не быть пассивным.
Кстати, заметный рост тарифа на содержание общедомового имущества — не единственное последствие позиции «моя хата с краю»…
Грязные игры
Корр. А чем еще это может грозить?
Илюшина. Ситуацией часто пользуются недобросовестные управляющие компании. Жили люди со своей УК много лет, пусть не в полном согласии — такого в нашей сфере не бывает, но в целом были работой УК удовлетворены. И тут объявляют о повышении тарифов. Кто-то бросает клич и развивает бешеную активность: мол, да зачем нам старая управляшка, давайте уйдем в другую, там даже уменьшить тариф обещают.
Если жители согласятся, рискуют получить «варяга», которого и в городе-то никто не знает. А главное, есть немалая вероятность, что работать новая УК не будет. Цель простая: говоря по-простому, срубить бабок, ничего не делая. Да, потом жители опомнятся, только дом уже придет в запущенное состояние, и будет непросто уговорить добросовестную управляющую компанию принять его на обслуживание.
Так что, когда слышите заманчивые обещания, задайте себе простой вопрос: за счет чего можно снизить тариф, если все вокруг дорожает?
Корр. Так вы же говорите, что жители пассивны и вообще голосовать отказываются? Как они организуют переход в другую УК?
Илюшина. Алгоритм очень простой, и обнинцы, к сожалению, знают это на собственном опыте. Если вы не хотите ничего решать — решат за вас. А доказать факт подделки протоколов будет сложно. Именно поэтому мы всегда говорим: выразите свое мнение. Вы за? Проголосуйте. Вы против или воздержались? Тоже зафиксируйте письменно. Так гораздо меньше шансов попасть в ситуацию «без меня меня женили», когда вашим голосом могут воспользоваться в своих интересах.
Часть жителей настаивают на том, что деревья под окнами нужно обязательно убирать. Другие столь же горячо их защищают
О тарифах и хлебе
Корр. Что получат жители от повышения тарифа? Увеличится ли объем услуг?
Илюшина. На этот вопрос приходится отвечать постоянно. Я обычно привожу простой пример: как все мы знаем на личном опыте, цены растут постоянно. Когда мы приходим в магазин, и видим, что буханка хлеба стала на 10 рублей дороже, мы же не думаем, что она при этом должна увеличиться и стать пятикилограммовой? Так почему от управляющей компании ждут «пятикилограммовой буханки»? Ответ, конечно, не радует, но он честный: объем работ останется прежним.
Корр. У жителей есть возможность выбирать, что именно они хотят получить от управляющей компании? Они могут отказаться от каких-то услуг, чтобы увеличить финансирование других статей?
Илюшина. Есть обязательные статьи расходов, изменить которые собственники не вправе. Это, в первую очередь все, что касается безопасности: обслуживание внутридомового газового оборудования и лифтов, работы с вентиляционными системами. А также подготовка к отопительному сезону и текущий ремонт кровли и швов в панельных домах. Полностью отказаться от уборки в подъездах и во дворах тоже нельзя, можно только отрегулировать периодичность.
Корр. А кто отвечает за содержание детских площадок? В Обнинске уже был прецедент, когда площадку на улице Курчатова собирались снести. Она пришла в аварийное состояние, поскольку за ней никто не следил…
Илюшина. Старые детские площадки находятся на балансе города. А вот те, что строили в последнее время по различным программам, как правило, находятся в составе общедомового имущества. Пока они были новыми, вопрос «кто должен следить» возникал редко. А вот сейчас он становится все острее — годы идут, площадки портятся. Если их не ремонтировать, состояние конструкций начинает представлять прямую угрозу для детей. И тут опять-таки жителям придется проявить активность и на общем собрании согласовать проведение работ. Да, чудес не бывает, и для этого нужно либо собрать дополнительные деньги, либо отказаться от какой-то другой статьи расходов.