Как метро
Новый коллектор — это четыре километра магистрального трубопровода диаметром более метра, который будет залегать на глубине не менее 8 метров — примерно высота трехэтажного дома. И так сложилось, что свободного места, чтобы построить такой объект, в городе особо нет. Останавливать жизнедеятельность города, отключив старый коллектор и на его месте строя новый, тоже нельзя. Вокруг коллектора и над ним — уже сложившаяся городская инфраструктура, которую невозможно игнорировать.
РИР этого и не будет делать. Он проложит магистральный коллектор на большой глубине так называемым методом микротоннелирования. Так, например, прокладывают метро под уже существующей застройкой. Технология не требует традиционных масштабных раскопок и траншей. Это позволяет свести к минимуму возможный «строительный» беспорядок на улицах города и сократить время работ.
▲ Это камера, в которой будут работать бур и проходческая машина. Просто факт: вес конструкции самой камеры — почти 150 тонн. А потом камеру накроют плитами перекрытия — этакими «крышками», каждая из которых весит еще порядка 30.
Выглядит вся эта история, если не вдаваться в технические подробности, примерно так. Сейчас на строительной площадке в районе пересечения улиц Жолио-Кюри и Красных Зорь уже построена подземная бетонная камера. Внешне она походит на массивный колодец глубиной 10 метров — всего для прокладки коллектора потребуется 32 таких объекта. В камеру устанавливают бурильную установку с горизонтальным буром, которая «выгрызает» грунт. С помощью особого транспортного трубопровода ненужную землю поднимают на поверхность и убирают.
А дальше самое интересное. После того как бур проложил ход, «на сцену» выходит так называемая проходческая машина. Она-то и будет проталкивать трубы в подготовленное под землей пространство. Всего при прокладке труб РИР намерен использовать четыре проходческих машины, чтобы точно идти по графику: промедление в вопросе строительства коллектора непозволительно.
«Работы будут вестись в круглосуточном режиме, — поясняет руководитель обнинского филиала АО «РИР» Алексей Бобырь. — Дело в том, что по такой технологии мы не можем остановить работу машин ни на минуту, иначе грунт, говоря бытовым языком, выдавит оборудование. Поэтому мы приносим гражданам города извинения за возможные неудобства».
▲ При строительстве магистрального хозфекального коллектора работы идут в круглосуточном режиме
О комфорте и дискомфорте
Насколько сильно, кстати, будет шуметь стройка? Это важный вопрос, тем более, что речь идет о непрерывной работе. Конечно, шум — вещь не самая приятная. И, что говорить, любая стройка вызывает дискомфорт.
Но давайте сравним. Ровно год назад Обнинск задыхался от канализационной вони, и продолжалось это много месяцев подряд. Власти объясняли, как и почему это произошло: виной всему изношенность коллектора и очистных, которые никто всерьез не ремонтировал полвека. Сейчас помимо строительства коллектора параллельно идет большая работа на очистных. Уже много месяцев жители Обнинска дышат чистым воздухом. Сегодня только на очистных в списке «сделано» — более 20 позиций, на некоторые из которых у РИР ушло полгода работы, а то и более. Конечно, полностью проблема еще не решена. Например, сейчас можно уловить запах в Старом городе — жара вызывает усиленное брожение на иловых картах. Чтобы убрать его, уже на этой неделе проведут специальную очистку. Но, чтобы полностью забыть о запахах, нужно время, деньги и огромные по масштабам работы.
И строительство коллектора, конечно, здесь на первом месте. «Это одна из приоритетных задач, которую нам предстоит решить в рамках концессионного соглашения, — делает акцент Алексей Бобырь. — В этом году мы должны «освоить» два километра трассы — до конца улицы Красных Зорь, а в следующем — приступим к новому этапу — проложить еще 2 км в районе улицы Энгельса. Полностью работы должны завершить к концу 2025 года. Стоимость всего объекта — порядка 1,5 млрд руб.».
На 50 лет вперед
Специалисты РИР уже неоднократно говорили, что новый коллектор прослужит как минимум ближайшие полвека. Откуда такие гарантии?
«Для строительства нового коллектора мы используем трубы с внутренним защитным покрытием из полиэтиленового пластика, — объясняет Алексей Бобырь. — Сточные воды — это агрессивная среда. Такие трубы гораздо медленнее, чем обычные, разрушаются от воздействия агрессивной среды. Производитель дает гарантию срока службы труб не менее 50 лет. А потому мы можем официально говорить, что новый коллектор должен прослужить не меньше этого срока».
Что до старого коллектора, он будет работать до тех пор, пока не запустят новый, то есть до конца 2025 года. А потом заслуженно уйдет на покой — его затампонируют. Абонентов же переключат на новый коллектор, стоки потекут по новым трубам на глубине 8-10 метров. А в Обнинске начнется уже новая коммунальная история. Без провалов — как физических, так и моральных.