Полная переделка

Автор: 22 декабря 2015 7221
Полная переделка

Спектакль «Золушка» Театра ИАТЭ режиссера Юлии Носовой получил Гран-При на региональном фестивале-конкурсе «Приокские сюжеты»

Студенческая «Золушка» была отмечена сразу в трех номинациях: за женскую роль (Мачеха в исполнении актрисы Екатерины Сазоновой), за актерский ансамбль и за сценографию (художник Наталья Минашина).

В качестве объекта для постановки главреж театра ИАТЭ Юлия Носова выбрала вовсе не исходный вариант «Золушки» Шарля Перро, а современную ее версию в трактовке французского драматурга Жоэля Помра, модного, но хорошего — он обласкан европейскими театральными критиками и увенчан престижнейшей театральной премией «Мольер».

«Жоэль Помра любит переделывать сказки, — говорит Юлия Носова. — У него есть еще пьесы «Красная Шапочка», «Пиноккио», а «Золушку» он считает «королевой всех сказок». Помра ее остроумно переписал и переосмыслил с точки зрения психоанализа, в пьесе современные молодые герои, а это очень подходит нашему студенческому театру по духу и интересно нашим зрителям. Меня эта пьеса подкупила совершенно не сказочным подходом к жизни, в ней нет ханжеских обывательских сантиментов, а есть ирония и даже гротеск, порой очень жесткий. Пьеса совсем не предназначена для детей, она для взрослых, в ней есть взрослая любовь, которая побеждает смерть. Золушка и Принц, как два раненых зверя, именно благодаря своей любви вытягивают друг друга из жизненной трясины».

Действительно, история про Золушку в исполнении Театра ИАТЭ — это не история для школьного «классного часа». В спектакле, по словам Юлии Носовой, есть даже намеки на секс, хотя экспертное жюри, специально приехавшее на премьеру «Золушки» из Калуги, намеков этих не захотело понять и единодушно присудило постановке возрастной гриф 12+. Впрочем, «намеки» были вполне понятны обнинским театралам-завсегдатаям, тщательно следящим за жизнью местных подмостков — так, некоторые семейные сцены «Золушки» дружески и снисходительно пародировали творческий метод одного местного театрального режиссера, слывущего авангардистом и экспериментатором на поприще эмансипации молодых актрис.

А вот впечатления от просмотра «Золушки» другого обнинского театрального режиссера, создательницы Молодежного театра Надежды Казанской: «У Юлии Носовой очень хорошо играют актеры, в том числе и молодые, у которых гораздо меньше сценического опыта, нежели у ветеранов. Кстати, о ветеранах — лично мне очень понравилась игра актера Артема Смирнова, феерично исполнившего роль доброй Феи».

К слову, доверить молодому мужчине роль женщины в летах — это не единственная режиссерская находка. В «Золушке» таких находок было в достатке, и хотя сама режиссер называет свой спектакль эклектичным, смотрелся он как единое и неделимое действо и ни один из его элементов не казался инородным или бездумно заимствованным. Юлии Носовой было тем труднее работать над спектаклем, что она взялась не просто за пьесу, а за пьесу так называемого авторского театра. Дело в том, что Жоэль Помра сам себе и драматург, и режиссер — он сам ставит свои же пьесы. А кому, как не самому автору, лучше знать правильную дорогу от своего собственного замысла до его воплощения. Поэтому избежать искушения повторить авторскую, каноническую трактовку пьесы сможет далеко не каждый. Режиссер театра ИАТЭ этого искушения счастливо избежала — Жоэль Помра переделал Шарля Перро, а Юлия Носова… переделала Жоэля Помра. Спектакль «Золушка» был подготовлен всего за три месяца, показан был дважды и оба раза при полном аншлаге.

Фото автора

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены