Школы искусств в Обнинске придумали 60 лет назад

Автор: 06 октября 2014 921
Евгений Потемкин Евгений Потемкин

Когда обнинские музыкальные и художественные школы переименовали в школы искусств, мало кто вспомнил, что именно такое название известный музыкант и педагог Евгений Потемкин предлагал еще 58 лет назад

Евгений Потемкин не любил, когда его называли учителем. Это не мешало ему вырастить целую плеяду людей, влюбленных в музыку.

«Он не любил, когда его поздравляли с днем учителя, — вспоминает его дочь Марина Потемкина. — Говорил: я не преподаватель, а музыкант». Конечно, Евгений Васильевич был выдающимся музыкантом: талантливый исполнитель, интересный аранжировщик, чуткий руководитель музыкальных коллективов — знаковая фигура для нашего города. Имя, известное каждому обнинскому музыканту. Но любой, кто близко его знал, скажет, что в первую очередь он был все-таки учителем.

«Мы начали работать в Обнинске с 53-го года, — говорит его жена Зоя Дмитриевна Потемкина. — Я была учителем химии в единственной тогда школе города, Евгений Васильевич — работал в ней же аккомпаниатором. Директором 1-й школы была Галина Александровна Табулевич, рисование преподавал Николай Александрович Громадский». Времена тогда были удивительные. В жизнь воплощались самые смелые идеи — и не только научные. В Обнинске еще не было ни Дома культуры, ни театра — Потемкин с Громадским уже предлагали создать в городе школу искусств. В ней предполагалось объединить музыку, живопись и балет. Идею тогдашние власти не поддержали, однако музыкальную школу все-таки решили создать. «Евгений Васильевич занимался оформлением документов, ездил в Москву на всевозможные согласования, — вспоминает Зоя Дмитриевна. — И в 1956 году музыкальная школа была открыта». Ее директором назначили Потемкина, и некоторое время в ней же работал класс Николая Громадского. Позже Громадский станет первым директором первой художественной школы Обнинска.

А музыкальная школа тогда была совсем маленькой — 2 отделения, 2 преподавателя и 20 учащихся. В первом выпуске было всего 5 человек. «На самом деле ему совершенно не нравилось заниматься административной деятельностью, — говорит Зоя Дмитриевна. — Он любил музыку». И, спустя немного времени, он вернулся к преподавательской деятельности.

«Я учился у Евгения Васильевича 10 лет — сначала в музыкальной школе, потом — в музыкальном училище, где он преподавал, — говорит учитель музыки в школе искусств №1 Александр Багдасаров. — Затем мне повезло работать вместе с ним. Это был профессионал, который предъявлял очень высокие требования к тем, кто занимается музыкой. Он считал, что учитель обязан не просто провести положенный урок, а посвятить ребенку столько времени, сколько тому необходимо. А еще он был убежден — музыкант должен отыграть произведение так, как написал автор — безо всяких упрощений».

Потемкин был человеком, полностью поглощенным музыкой: с утра писал аранжировки, потом занимался с учениками в музыкальной школе. Вечера посвящались Обнинскому диксиленду. Потемкин руководил им 15 лет, с 1974 года. В 89-м году его возглавил другой дирижер — Геннадий Баранов. «Мы работали вместе два года, — вспоминает Геннадий Васильевич. — Потемкин был не только великолепным музыкантом, он был очень доброжелательным человеком, с которым общаться было одно удовольствие. Многие из тех музыкантов, которые начинали играть в диксиленде в те времена, работают до сих пор».

А совсем недавно музыкальные и художественные школы города преобразовали в «школы искусств». Руководствовались идеей расширить возможности школ — чтобы они не замыкались на один вид искусства. То есть вернулись к идее Потемкина и Громадского.

Дополнения к материалу:

[toggle_box]
[toggle_item icon="no" title=""]

Александр Багдасаров,учитель музыки:

    «Я был просто оглушен: такого уважения со стороны коллег, как к Евгению Васильевичу, я не видел ни к одному музыканту города. Все хотели знать его мнение, все к нему прислушивались. И, хотя мне было еще совсем немного лет, я понял, как мне повезло, что именно он стал моим учителем».


Геннадий Баранов,руководитель Обнинского диксиленда:

    «Задача музыкальной школы — не вырастить музыканта, а привить ребенку любовь к музыке. Евгений Потемкин с этой задачей блестяще справлялся. Он много лет руководил оркестром, а ведь играть там — огромный труд, причем добровольный. Если ребенку не интересно, его насильно в оркестр не загонишь. А к Евгению Васильевичу дети шли. Он был настоящим «воспитателем музыкантов».

[/toggle_item]
[/toggle_box]

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены