Сор из избы

Автор: 05 октября 2013 805

Калужский суд обозначил пределы, до которых может распространяться борьба наемных работников за свои права.

11 сентября калужский городской суд рассмотрел дело № 2-­812312013 г., отказал в удовлетворении иска профсоюзному лидеру завода «Фольксваген» Дмитрию Трудовому. Профсоюзник счел объявленный ему выговор незаконным, однако суд встал на сторону работодателя. А выговор ему объявили за то, что Трудовой выложил «ВКонтакте» сообщение, призывающее не покупать автомобили калужского завода, мол, профсоюз качества не гарантирует.

Калужский суд обозначил пределы, до которых может распространяться борьба наемных работников за свои права.

11 сентября калужский городской суд рассмотрел дело № 2-­812312013 г., отказал в удовлетворении иска профсоюзному лидеру завода «Фольксваген» Дмитрию Трудовому. Профсоюзник счел объявленный ему выговор незаконным, однако суд встал на сторону работодателя. А выговор ему объявили за то, что Трудовой выложил «ВКонтакте» сообщение, призывающее не покупать автомобили калужского завода, мол, профсоюз качества не гарантирует.

Эта история с предысторией. В мае этого года на калужском заводе дело чуть было не дошло до забастовки — рабочим не понравилось намерение начальства изменить график работы — выходило, что многим пришлось бы летом трудиться в выходные дни. Ситуация тогда накалилась добела: профсоюз требовал не вводить новый график, менеджмент стоял на своем, профсоюз объявил о том, что скоро начнет забастовку, но вмешался суд, объявив ее незаконной. Правда, потом это постановление было отменено: нельзя считать незаконным то, чего не было. Да и заводское начальство отказалось от планов изменить рабочий график. Все закончилось тем, что обе стороны сочли себя победителями.

Именно тогда, во время конфликта, Трудовой 10 мая и написал на своей страничке «ВКонтакте» сообщение, провисевшее на ней около месяца и разошедшееся по другим сайтам: «Запрет забастовки привел к еще большей конфронтации, озлоблению и демотивации рабочих, — сообщал Дмитрий Трудовой. — Поэтому мы хотели бы предостеречь вас и предлагаем временно отказаться от покупки автомобилей, произведенных на калужском заводе «Фольксваген» с 12 мая 2013 года вплоть до разрешения трудового конфликта».

13 мая в информационном обращении к рабочим, подписанном директором отдела персонала Акселем Вебером, указывалось: «Умышленно были испорчены 12 машин. Это вандализм. Пожалуйста, содействуйте лично предотвращению подобных случаев».

А на следующий день на официальном сайте завода была опубликована информация под заголовком «Фольксваген групп рус» гарантирует качество произведенной продукции». Суть сообщения заключалась в том, что на предприятии существует система тщательного контроля. И она такова, что дилерам нет оснований беспокоиться. Там же сообщалось, что «данные об умышленном повреждении автомобилей будут переданы в компетентные органы».

Прошло несколько дней, и 7 июня Трудовому объявили дисциплинарное взыскание за призыв не покупать продукцию завода. Это серьезное наказание. Достаточно еще одного выговора, чтобы человека уволить. Поэтому профсоюзный лидер обратился в суд. Кстати говоря, его и раньше наказывали за «провинности», но Трудовому удавалось оспорить их в суде. Но в этот раз не удалось. Почему?

Сам Трудовой считает, что он никак не нарушил внутренний распорядок предприятия — сидел себе дома в выходной день и стучал по клавишам. «Какое дело работодателю, чем я занимаюсь в свое личное время? — удивляется профсоюзный лидер. — То, что я написал, нужно рассматривать только с этической стороны, под правовые отношения это не попадает».

Однако у руководства предприятия иное мнение: Дмитрий Трудовой нарушил коллективный договор, подписания которого сам упорно добивался. А там написано: «Общей целью всех работников коллектива является… развитие конкурентоспособности… Стороны пришли к соглашению о том, что данный коллективный договор будет исполняться в любое время».

В принципе, если какой­-нибудь сварщик калужского «Фольксвагена» скажет пятничным вечером за кружкой пива что­-нибудь нехорошее о продукции завода, и он может схлопотать выговор. А Трудовой — не в дружеской беседе, а на всю страну: не покупайте!

Он, кстати, не согласился с решением суда и намерен обжаловать его: Трудовой считает свое высказывание оценочным мнением, за которое нельзя объявлять выговор. Но у его работодателей абсолютно противоположная позиция.

Мораль же у каждого тоже своя, в данном случае — классовая. Со стороны рабочих — если вы нас так эксплуатируете, то для борьбы с вами все средства хороши, и это нравственно. Со стороны работодателей — мы подписали с вами договор, вы его нарушили, что не только безнравственно, но и противозаконно. Да и суд первой инстанции в этой ситуации встал на сторону дирекции завода.

В Обнинске тоже есть предприятие, откуда «выносят сор» — филиал НИФХИ. Председатель профкома Светлана Маркушевская не стесняется предавать гласности проблемы, там существующие, о чем народная газета неоднократно писала. Весной этого года Светлану Болеславовну уволили, как она считает, за ее профсоюзную деятельность, хотя руководство филиала НИФХИ эту связь категорически отрицало. Но недавно Маркушевская по суду вернулась на предприятие — увольнение оказалось незаконным.

Открыто идти против работодателя всегда непросто и чревато последствиями. Начальство таких, мягко говоря, не любит и стремится от них избавиться. Поэтому храбрых немного. Защищая права своих коллег, они рискуют. И здесь для них весьма существенным является соблюдение законности. Маркушевской это удается, а Трудового, похоже, в запале борьбы захлестнули эмоции. И насколько справедлив объявленный ему выговор, теперь предстоит разобраться областному суду.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены