Александр Авдеев: «В Обнинске есть ощущение динамики»

Автор: 07 августа 2014 1225
Александр Авдеев: «В Обнинске есть ощущение динамики»

Обнинск активно строится — и ярче всего это видно в жилищном секторе. Прошлый год — 80 тысяч кв. м жилья, на нынешний запланировано ввести в строй 85 тысяч, на следующий год — вообще сотню. Неужели город в состоянии «съесть» эти бесчисленные квартиры и дома, откуда на них берется спрос? И есть ли у него инфраструктурная подоснова — нужная инженерия, социальные объекты, рекреационные возможности? Об этом накануне Дня строителя мы беседуем с главой администрации Обнинска Александром Авдеевым.

Корр. В Обнинске запущено сразу несколько крупнейших строительных проектов. Город строится целыми микрорайонами — Экодолье, Солнечная долина, Комфортный город, Заовражье, Мирный… Я перечислила далеко не все точки роста.

Авдеев. И, обратите внимание, все это жилье раскупается, на него есть спрос — и на элитные двухуровневые квартиры, и на таун-хаусы, и на эконом­-класс. О чем это говорит? У людей есть потребность в жилье и есть средства, пусть и заемные, в виде ипотеки, эту потребность удовлетворить.

К слову, в развитых, динамичных экономиках — я имею в виду США, Францию и аналогичные страны — объемы строительства жилья примерно такие же, как у нас сейчас: 0,5­1 кв. м в год на человека. Как пример — наш партнер, французский Монпелье, один из самых бурно развивающихся регионов Франции: население города 400 тыс., и жилья там строится 400 тыс. кв. м в год.

Корр. Тем не менее, некоторые жители высказывают опасения, что Обнинск может «выпасть из своего формата», потерять присущее ему лицо — слишком бурно он строится. Дескать, его заселит приезжий люд.

Авдеев. Давайте вспомним историю, да хотя бы 60-­е годы. Чем был тогда город? Атомная станция и небольшое количество НИИ. Если бы тогда позиция была консервативной — не надо в городе строить! — то сегодня вместо Обнинска получилось бы, ну, скажем, Протвино: небольшой моногородок в 30 тысяч человек вокруг одного предприятия. Да, чистый, да, уютный. Но — застывший, там нет динамики, нет деловой активности. И сегодня из Протвино люди бегут прочь, в том числе и в Обнинск, — за социальными благами, включая культуру, образование, спортивные залы, спа­центры, торгово­-развлекательные комплексы.

Чем прежде всего интересен Обнинск? У жителей нет ощущения, что они живут в одном и том же городе — каждый год добавляется что-­то новое, принципиально отличное, есть ощущение динамики, что очень важно, и прежде всего для молодежи. Если мы законсервируемся, как молоко в сгущенке, это будет конец для города. Надо не просто двигаться, реагируя на конкурентную среду. Надо быстро бежать по эскалатору, иначе он стремительно увезет нас вниз. Если столь быстрый рост пошел бы в Балабаново или, к примеру, в Наро­-Фоминске, не было бы здесь ничего. Весь бизнес ушел бы туда, а за ним потянулись бы горожане. А мы остались бы в маленьком, тихом городе. Из которого уезжают люди.

Тем не менее, многих — даже недавних новоселов — раздражает любое строительство. Тут нет ничего удивительного. Для развитых экономик — а Обнинск обладает всеми ее признаками — есть такой эффект с аббревиатурой NIMBY, Not in my back yard. То есть делайте все это, пожалуйста, где хотите, но не у меня «на заднем дворе», то есть подальше от моего дома. Нам, безусловно, нужна глубокая переработка мусора, современный полигон — но разместите это в десятках километров от города. Необходима парковка для машин — пусть она будет в соседнем дворе, не в моем, машины создают дискомфорт. И жилье тоже строить можно где угодно — только не рядом с моим домом, стройка мешает. Это эффект развитого общества. Люди стали самодостаточны. Их потребности выросли. Но это не означает, что город должен остановиться в развитии и перестать строиться.

Корр. А городская инфраструктура, и прежде всего инженерная, поспевает за этим стремительным движением?

Авдеев. Первым вопросом, которым я стал заниматься в должности главы администрации, были очистные сооружения. Тогда это была болевая точка, зона риска. Сегодня город имеет возможность дополнительного канализования 20 тысяч кубометров в сутки. С учетом того, что сейчас стали заниматься серьезной экономией ресурсов, этого задела хватит надолго: по объему подключенных абонентов возможен рост на 50-­60%.

Параллельно усилиями губернатора был создан мощный резерв по электроэнергетике — ГТУ ТЭЦ, подстанция «Маланьино», реконструкция подстанций «Мирная» и «Окружная». По теплу также большой запас. На пике потребления город забирает 450 Гкал/час, а только наша котельная (не считая ГТУ ТЭЦ) может выдавать 600. К тому же в ближайшие 3­5 лет мы начнем осваивать проекты по утеплению фасадов, устранению утечек, замены регулирующей аппаратуры, чтобы не было перегрева: экономия по теплу может составить до четверти сегодняшнего потребления.

Что касается питьевой воды, то сегодняшнего дебета хватит на все новые микрорайоны. Но мы уже работаем над тем, чтобы появился еще один водозабор. Предполагается, что его разместят в пойме реки Лужа в Малоярославецком районе, он добавит 4000 кубометров воды ежесуточно.

Корр. Рост города означает и рост автомобильного трафика. А Обнинск уже и сейчас знает, что такое пробки.

Авдеев. Да, четыре года назад в Обнинске было 20 тысяч машин, сейчас уже 46 тысяч, в недалекой перспективе мы выйдем на европейский уровень — 600-­700 машин на тысячу жителей. Проблемы, безусловно, будут. В конце концов — и это есть во всех учебниках — автомобили заполоняют все предоставленное пространство, сколько бы его ни было. Мировая практика решения проблемы — не расширять улицы, а успокаивать трафик. Сейчас для Обнинска это не критичная проблема, но вскоре она станет таковой.

Корр. Вряд ли можно заставить людей отказаться от автомобиля.

Авдеев. Ну почему же? Если человеку придется пять раз объехать квартал, чтоб найти местечко для парковки, а того, кто нарушает правила, будут штрафовать, он задумается, насколько ему удобно ездить на работу на личном авто, не лучше ли пересесть на автобус. И тут мы должны предложить ему комфортную систему общественного транспорта. Пока такой действительно комфортной системы нет, над этим надо работать.

Корр. Но если речь идет о новых микрорайонах, прежде всего Заовражье, Экодолье, Мирном, нужны еще и новые дороги.

Авдеев. Безусловно. Когда разрабатывался проект Заовражья, условие было поставлено жестко: наши предшественники проектировали просторный город с проспектами, а не закоулками, и нам надо следовать этой традиции. Переход через Зайцев овраг с кольца Белкинская-­Гагарина сделан частным бизнесом, и сделан по этой концепции, а дальше, на плоскости Заовражья — там, где предусмотрен бульвар Антоненко, — начинается зона ответственности города и области. В 2015 мы заказываем проект этой дороги, а в 2016 году пойдет ее строительство.
А вот на Мирном сложнее. Улица Пионерский проезд «застряла» в старом времени, так что основную транспортную нагрузку придется переложить на улицу Кутузова.

Корр. Помимо жилья, в городе активно строятся и один за одним открываются магазины. Теперь это, как правило, крупные торгово­развлекательные центры. Сколько же их нам надо?

Авдеев. Слышал мнение, что у нас слишком много торговых площадей. Но было бы много — перестали бы строить. Просто изменились стандарты. В 90­е годы мы радовались палаточной торговле, где под парусиновым тентом два на два метра можно было померить джинсы и выбрать крем для лица. Сейчас нас это не устраивает. Если раньше на 10 работающих в научно­промышленном секторе приходилось два работника сферы услуг, сейчас пропорция — 1:1. Выросли доходы людей и их потребность в различного рода услугах и товарах — соляриях, фитнес­залах, магазинах, кинотеатрах. Если не дать жителям возможности получать эти услуги на территории города, они поедут в Москву. Собственно, еще пять лет назад так оно и было. Налоги на недвижимость, зарплатные налоги, вмененка — все эти деньги оставались в столице.

Современная норма торговых площадей — не менее 1 кв. м на жителя. В наличии у нас — около 100 тысяч метров. С учетом того, что через Обнинск вместе с приезжими проходит около 200­-250 тысяч человек, есть, куда расти.

Корр. А детские сады, школы, больницы?

Авдеев. Мы не снижаем темпов по детским садам. Компания «Сберстройинвест» недавно выиграла конкурс по строительству сада на 250 мест в 38­м микрорайоне — проект похож на тот, что реализован в Кабицыно. Рассчитываем, что сад этот будет сдан зимой 2015 года. В 55­м микрорайоне сад на 150 мест будет строить компания «Планета». Есть резерв на Пирогова, 12, 14 — там нужно реконструировать старые муниципальные здания. Плюс мировые судьи должны освободить сад в 51­м мкр. Так что просчитанный потенциал — 600-­800 мест.

По школам: одна запланирована в 55-­м микрорайоне, застройщик ПИК. Другую в Заовражье построит СУ-­155. Также прорабатываем вопрос с министерством образования о строительстве еще одной школы внутри города.

Если же говорить о здравоохранении, пропускная способность клинической больницы позволяет обслуживать город в 200 тысяч населения. К тому же у нас хорошо развита частная медицина, а с 2015 года различия между частной и государственной медициной практически не будет: финансирование будет вестись по тарифам ФОМС — деньги будут следовать за человеком.

Корр. Пожалуй, последний вопрос. Человеку в городе нужна еще и эстетическая среда — места, где комфортно отдыхать, проводить время, зеленые зоны.

Авдеев. В Обнинске много зеленых территорий, но прикасаться к ним — большой риск: люди относятся к экологии очень бережно, и это тоже примета развитого общества. Вот почему мы сначала решили показать пример, как можно обустроить зеленую зону. Это Старый парк. Три года назад мы сказали: если получится, если люди будут довольны, возможно, нам доверят привести в порядок и другие территории, мы получим своего рода мандат на эти работы. И сегодня мы слышим немало добрых слов в адрес обновленного парка.

У нас много междворовых территорий, где можно сделать небольшие скверики с детскими площадками, скамейками, дорожками, чтобы людям там было уютно — на Кутузова, Жолио­Кюри, в других местах.

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены