Обнинский НИФХИ полностью обеспечивает потребность России в молибдене-99

Автор: 21 декабря 2017 1215
Главное в радиохимии — безопасность Главное в радиохимии — безопасность

Еще изотоп идет на экспорт в Корею, Иран и Бразилию. «На конференции в Вене в этом году нам было очень приятно услышать от наших партнеров, что мы производим продукты исключительного качества, йод-131 и молибден-99, — говорит директор НИФХИ им. Карпова Олег Кононов. — Наши технологии, разработанные в Обнинске, позволяют выпускать радиоизотопы высочайшей химической чистоты в больших промышленных объемах. И за это хочу поблагодарить всех сотрудников института, не только тех, кто непосредственно работает на «горячих камерах», но и тех, кто обеспечивает ежедневную деятельность предприятия».

Новое производство

В этом году производство молибдена-99 на реакторе НИФХИ подняли примерно на 30%. Этот радиоизотоп необходим для зарядки генераторов технеция, который применяется в онкологических клиниках для диагностики. Для российских клиник генераторы производят в Обнинске — в НИФХИ и ФЭИ. На «Карповке», еще одна новость этого года, со дня на день начнут производство генератора нового типа — двухигольчатого.
Для наращивания производства генераторов в НИФХИ в этом году закончили процесс перевооружения старых мощностей, и сейчас этот участок выглядит наиболее современно — там размещено такое радиохимическое оборудование, какого в России нет ни у кого.
Что еще нового? Сейчас ведутся переговоры о поставках генераторов технеция в Казахстан и Белоруссию. А молибден-99 для зарядки этих медицинских изделий поставляется из Обнинска в Корею, Иран и Бразилию. Крупные поставки начались в этом году в Латинскую Америку, для этого контракта, в основном, и было увеличено производство радиоизотопа.
«Мы умеем пользоваться радиацией, чтобы производить что-то полезное для людей, — продолжает Олег Кононов. — Не каждая страна может себе это позволить».
В «портфеле» НИФХИ — несколько радиофармпрепаратов для лечения и диагностики онкологических болезней. А мощности института практически исчерпаны. Есть идеи, а воплощать их не на чем. Чтобы начать производство новых препаратов, разработанных в НИФХИ, например, MIBG с йодом-131, нужно уже не реконструировать старое здание, а строить новое. И это одна из задач руководства института на будущее.
В НИФХИ с полной загрузкой работает не только реактор, но и электронные ускорители. С их помощью производят радиационно-модифицированные материалы. Под воздействием облучения улучшаются свойства полиэтилена — он становится отличным изоляционным материалом, а латекс с измененной структурой — необходимое сырье для обувной промышленности. В этом году гамма-ускорители потрудились и ради науки. В их жестком радиоактивном облучении проходил испытания нейтронный детектор, созданный в ФЭИ. Прибор заказали японцы для обеззараживания территории АЭС в Фукусиме.

Постоянная модернизация
Реактор НИФХИ был пущен еще в 1964 году. Но не нужно думать, что это нечто допотопное. «Каждый год реактор проходит модернизацию, — рассказывает Олег Кононов. — Устанавливаются новые узлы и детали. От того, что было построено в середине 60-х, мало что осталось». Особое внимание — безопасности. Директор особо гордится «старой гвардией» института, разрабатывающей системы фильтрации воздуха: «Замечательному человеку Николаю Ивановичу Рыбкину 25 декабря исполнится 80 лет. Он более полувека жизни проработал в НИФХИ, обеспечивая безопасность реактора. И в заключение хочу сказать, что самое главное в нашем институте — высочайший уровень квалификации специалистов, без которых рост производства был бы невозможен».

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены