В Обнинске второй год подряд не состоялась зимняя джазовая сессия. Похоже, традиция умерла.
Второй год подряд вечером 13 января зал ДК ФЭИ пустовал. А были времена, когда люди перед «староновогодним» концертом джаз-клуба стояли на ступеньках: «Нет ли лишнего билетика»? Теперь и концертов нет — традиция, просуществовавшая 32 года, ушла. Что имеем, не храним…
Нет не только концерта 13 января. Обычно за сезон джаз-клуб организовывал 6-7 выступлений «звезд» российского и международного масштаба. В Обнинске играли европейские, американские, австралийские музыканты. Как говорил самый известный джазовый критик страны Алексей Баташев, многие исполнители считали за честь выступить на обнинской сцене и старались так, будто это в последний раз.
В прошлом же году под эгидой джаз-клуба состоялось только два концерта, и оба, со слов руководителя управления культуры и молодежной политики Ирины Фалеевой, финансировались за счет городского бюджета: «Было выделено по 200 тыс. рублей».
Что будет в этом году? Ирина Фалеева заверяет, что, по крайней мере, два концерта состоятся. Однако заниматься организацией мероприятий, похоже, некому — Давид Гонюх, человек, который был душой обнинского джаза и организатором «звездных» выступлений, «хлопнул дверью». Единственное, что сказал Давид Абрамович в качестве заявления для прессы: «Ни у городской администрации, ни у руководства ДК ФЭИ заинтересованности в джаз-клубе нет». А его соратник, руководитель джаз-клуба и бывший директор ДК ФЭИ Виктор Велижев, вообще наотрез отказался комментировать ситуацию.
Она же состоит вот в чем. Пока ДК ФЭИ находился на балансе института и имел статус «некоммерческого партнерства», все с джаз-клубом было хорошо. Или относительно хорошо. Одни концерты приносили убытки, другие — прибыль. Но с помощью городского бюджета клуб сводил концы с концами, и обнинские поклонники джаза были страшно довольны — наукоград по праву считался одной из джазовых столиц страны.
Потом ДК ФЭИ передали в муниципальную собственность, его возглавил известный шоумен Дмитрий Заеленков. Как только это произошло, джаз-клуб стал испытывать серьезные трудности в проведении концертов. «Заеленков, как руководитель муниципального учреждения, обязан решать задачи, поставленные администрацией города, — комментирует Ирина Фалеева. — Для этого выделяется определенная сумма. А для финансирования всех мероприятий джаз-клуба у нас не хватает средств».
«ДК ФЭИ не может нести ответственность своими деньгами за выплату гонорара артистам, — продолжает Дмитрий Заеленков. — А мы уже сталкивались с такой необходимостью, когда концерты оказывались убыточными». Случались и организационные скандалы: джаз-клуб договаривался со «звездой» о выступлении, получал согласие, а тут вдруг начинался ремонт сцены или крыши, о чем предупреждать клуб «забывали».
«То, что джаз-клуб фактически прикрыли, — это нехорошо, — комментирует руководитель «Обнинского диксиленда» Геннадий Баранов. — Мы должны сказать руководителям клуба огромное спасибо за то, что они сделали для развития джаза в городе. Но с другой стороны, в последние годы клуб занимался только организацией «звездных» концертов. Когда-то в городе проводились региональные джазовые фестивали любительских коллективов, но теперь это, увы, ушло».
Есть у происходящего и суровая объективная причина: джазовая музыка не так уж и популярна у народа. Ее востребованность в Обнинске уже не та, что лет 20-30 назад. Понятно, что имеет коммерческий смысл проводить только прибыльные концерты, а оплачивать все «хотелки» из городской казны — никаких денег не хватит.
В то же время в городе стали активно работать самостоятельные промоутеры, организующие вовсе непопсовые концерты, — Мария Ивановская («Клуб живых») и Елена Лаврова (Усадьба «Белкино»). Обратиться за помощью к городскому бюджету им и в голову не приходило. С одной стороны, они несут публике свет высокого искусства, с другой — это бизнес. И ничего, как-то справляются, рассчитывая только на собственные силы.
Однако ситуация с джаз-клубом такова, что вести свою деятельность в прежнем объеме без бюджетного финансирования он не может. Но тут может возникнуть вполне правомерный вопрос: а почему казенные деньги должны идти на джаз, а не, допустим, на установку дополнительных светофоров? Вопрос, конечно, дискуссионный, и каждый ответит на него, исходя из собственных предпочтений. Тем не менее, красивая городская традиция утрачена. Похоже, навсегда.