Реактор СВБР-100 — лучшее из того, что придумал профессор Георгий Тошинский, которому на днях исполнилось 90 лет

Автор: 10 мая 2018 572
Георгий Тошинский полон творческих планов Георгий Тошинский полон творческих планов

Георгий Ильич Тошинский — первопроходец. Он начал работать в Обнинске, когда еще и названия такого не было, а большинство жителей наукограда не появилось на свет — в 1951 году.

На весь городок тогда были две улицы — Центральный проезд и Лесная. И окруженная двумя кольцами колючей проволоки сверхсекретная Лаборатория «В». А в ней — сверхсекретный физик Александр Лейпунский. Вот в его распоряжение и попал выпускник факультета № 9 Московского энергетического института Георгий Тошинский. Лейпунский звал его Юрой.

Быстрее, чем торпеда

«Я счастливый человек, — говорит Георгий Ильич. — Родившись в нужное время, я, получив замечательную специальность, попал на очень интересную работу. Мне в жизни сильно повезло».

В 1952 году в СССР приняли решение о строительстве атомных подводных лодок. Сроки ставились самые жесткие, а дело было новое, очень ответственное и крайне рискованное. Вот этим делом, в числе других выпускников МЭИ, и занялся Тошинский под руководством Лейпунского. Точнее — разработкой атомной энергетической установки, сердца подводного корабля.

Одна из замечательных идей Лейпунского — использовать в качестве теплоносителя в морских реакторах сплав свинца с висмутом. Сразу же просматривались очевидные выгоды — сплав превращается в жидкое состояние уже при температуре 125 градусов, не горит, не взрывается, не требует высокого давления. Надежный теплоноситель. Но его никто еще не применял. Первая АПЛ, оснащенная такими реакторами, К-27, была сдана флоту в 1963 году. Всего 11 лет прошло от идеи до воплощения!

Корабль побил все рекорды того времени по дальности и продолжительности автономного плавания. А в 1968-м в реакторе расплавилась часть активной зоны — от облучения погибли люди. «Но взрыва не было, — говорит Георгий Тошинский. — Вся радиоактивность осталась внутри. Эта тяжелая авария произошла потому, что мы еще не знали и не могли знать, как правильно обращаться с таким теплоносителем. Проанализировав случившееся, многое поняли».

Со временем Георгий Ильич, поднявшись по карьерной лестнице, стал директором отделения, которое занималось разработкой реакторов со свинцово-висмутовым теплоносителем. В нем работало почти полтысячи человек — рассчитывали активные зоны, контуры, парогенераторы, ставили эксперименты — трудились буквально с утра до ночи. Сам же Тошинский месяцами пропадал в командировках — в конструкторских бюро, где идеи обнинских физиков превращались в чертежи, на судостроительных заводах, где чертежи воплощались в металл, на подводных лодках, где проводились испытания реакторов в море.

И в конце концов общими титаническими усилиями создали чудо-реактор для чудо-лодок. В СССР они назывались скромно «проект 705», американцы же их назвали более благозвучно и справедливо — «Альфа», первой буквой древнегреческого алфавита. И это неспроста. «Мои поздравления ученым, конструкторам и инженерам, создавшим лучшую лодку в мире. Запад, если бы и захотел, не смог бы построить подобное — говорил американский эксперт Норман Полмер. — Но как гражданин США, я рад, что эти лодки утилизированы». Корабли «проекта 705», построенные в 70-80 годы, опередили свое время — им до сих пор принадлежат многие мировые рекорды. Их даже торпеды догнать не могли! Советское правительство отметило Георгия Тошинского за разработку реакторов для 705-х высокой наградой — орденом Трудового Красного знамени. Кстати, серьезных радиационных аварий с человеческими жертвами на этих кораблях не было ни разу.

— Георгий Ильич, ваш трудовой стаж — 67 лет. Если оглянуться назад, каким своим свершением гордитесь более всего?

— Конечно, реактором для 705-х лодок. А еще тем, что идея реактора СВБР-100 (свинцово-висмутовый реактор на быстрых нейтронах электрической мощностью 100 МВт) захватывает все больше людей. Я расскажу одну историю. Однажды, молодой был, гуляли мы с Лейпунским берегом Протвы. Я сетовал: почему идея натриевых реакторов на быстрых нейтронах так медленно пробивает себе дорогу, неужели начальники не понимают, насколько она хороша? Александр Ильич ответил мне: «Юра, вы знаете, любая хорошая идея проходит три стадии. Сначала люди говорят, что это чушь полная. Потом эти люди соглашаются, что из нее может что-то получиться. А через несколько лет они же утверждают: без этого просто нельзя!». Так вот, идея СВБР-100 сейчас проходит вторую стадию.

В мирных целях

Когда в начале 90-х в ФЭИ завершились работы по морским реакторам, Тошинский задумался: а не попробовать ли сделать свинцово-висмутовый реактор не для военных, а для гражданских нужд? Возникла идея модульного реактора малой мощности — их можно ставить рядом хоть два, хоть двадцать — в зависимости от потребностей в электричестве. И габариты у СВБР-100 невелики — многие машиностроительные заводы справятся с производством. Самое же главное — в таком реакторе ничего взорваться не может, чернобыльский вариант исключен даже теоретически, безопасность СВБР-100 — на высочайшем уровне. На сегодня — это лучший вариант для малой атомной энергетики, «венец творенья».

Но это дело новое — гражданских свинцово-висмутовых реакторов еще нигде не построили. «Он еще «бумажный» — шутит Георгий Ильич. По его словам, гражданская энергетическая установка сильно отличается от военной — применены новые решения, СВБР-100 обещает стать экономичным, высокорентабельным и сверхнадежным. Однако, как любое новое дело, продвигается тяжело — постоянно не хватает средств. Тем не менее Тошинский надеется, что при его жизни идея СВБР-100 перейдет со второй на третью стадию развития.

***

«Я 23 года работал вместе с Лейпунским, — говорит Георгий Ильич. — Потом направление реакторов с теплоносителем свинец-висмут возглавил Борис Громов. После его смерти — я. Флаг надо нести. И я его несу. В этом вижу свою миссию. Поэтому и книгу написал для молодых специалистов, где есть раздел о свинцово-висмутовых реакторах, она вышла в этом году. Уверен, она поможет продолжить наше дело».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены