Учителя учителей

Автор: 04 октября 2019 528
Учителя учителей

На фото — завуч лицея «Держава» Алла Рунова разбирает урок начинающей учительницы Марии Прудник. Это обычные школьные будни. Сегодня же праздник — День учителя. И это повод к тому, чтобы рассказать о людях, на которых вся школа держится. Успех школы во многом зависит от завуча. Чем он крепче, тем результат экзаменов выше

 

Завуч «Державы» Алла Рунова не нарадуется на молодую учительницу Марию Прудник: «Из нее получится очень хороший педагог. Она старается. Мария Евгеньевна работает в лицее всего второй год, но мы видим, что педагогика — это ее призвание».

Наставники

Те, кто знает школьную жизнь изнутри, понимает, какова в ней роль заву­ча. Да, директор — всему голова, это стратег. Однако заместитель по учебной работе — тот человек, от которого зависит, удачной ли будет стратегия. Это как кардинал при государе.
— Вы учитель учителей? — спросил я у трех завучей.
Никто напрямую со мной не согласился.
— Мое дело — подсказать и помочь, — говорит завуч школы № 16 Валентина Баршикова. — Подвести к роднику могу, но напоить — нет.
— Если позволяют опыт и знания, то можно и так назвать, — опосредованно подтверждает бывший завуч школы № 4 Надежда Новицкая.
— Наш лицей — это единая команда, — уверяет Алла Рунова. — Но тотальный контроль на мне.

Руководство школ учителям обычно доверяет. Но проверяет. Норма для завуча — посещение 80-100 уроков в год. Не только посещение, но и совместный с учителем анализ: что получилось, что нет, и как это исправить.

— Мною пугали учителей: вот придет Новицкая и проверит! — рассказывает о себе Надежда Петровна. — А что мною пугать? Все коллеги знают, что я требовательный человек, но грани ра­зумного не преступала никогда.
— Бывало такое, что вы пришли на урок, и он вам не нравится?
— Конечно, бывало. Особенно когда учитель все говорит и говорит, а дети безучастны. Организовать урок надо так, чтобы все были вовлечены.
— Вы по специальности учитель истории. И приходите как завуч, допустим, на урок физики.
— И что? Да, я не знаю физику, но владею методикой. И мне видны все плюсы и минусы урока.

В идеале, завуч — это не цербер, а советчик. «Иногда учителя сами просят: придите ко мне на урок», — говорит Валентина Баршикова. Зачем, спрашивается? Затем, что методическая помощь нужна. А к кому за ней обратиться, как не к завучу?

По секрету об успехе

Валентина Баршикова — за­вуч в школе № 16 уже 23 года. Алла Рунова в «Державе» — 8 лет. Надежда Новицкая многие годы работала в управлении образования, последние 8 лет — завучем в школе № 4. В этом году ушла на пенсию.
Чем похожи эти три школы? Обычные учебные заведения, где учатся дети микрорайона без какого-либо специального отбора. А еще эти школы последние десять лет дают неизменно высокий результат ЕГЭ — они на передовых позициях в городе. «Держава» в прошлом учебном году так вообще удивила, заняв в рейтинге ЕГЭ 1-е место, опередив вечных лидеров Гимназию и ФТШ. Трудно переоценить роль завучей в этих достижениях.

В чем же секреты успеха? «Я люблю порядок и четкость, — объясняет Валентина Баршикова. — Просто все должны строго исполнять свои обязанности». Алла Рунова конкретизирует: в «Державе» создана система подготовки к ЕГЭ — дополнительные платные и бесплатные курсы. На контроле буквально каждый ученик. Завуч выясняет, где и как он занимается помимо школы. Если никак, это предмет тревоги — и тогда на него наваливаются «всем миром». Хочешь, не хочешь, а в «Державе» учиться заставят. В школе № 4 тоже медом не намазано: там шестидневка, факультативы, курсы. «И количество перерастает в качество», — резюмирует Надежда Новицкая.

Лучшая, потому что любимая

«Вот, сегодня учительница колоду карт мне принесла, отняла у ученика на уроке, — показывает мне «запрещенку» завуч лицея "Держава" Алла Рунова. — Поговорила с ним. Дети плохо умеют врать. Он мне честно признался: скучно на уроке было!» Это значит, что предстоит работа не только с учеником, но и с преподавателем. И подобная рутина у всех каждый день, завуч — не только главный учитель в школе, еще и воспитатель. Больше же всего «достает» бессмысленная отчетность. Сколько бы ни говорили о необходимости избавить школу от ненужной писанины, не меняется ничего. Все завучи от этого грустят. «Много времени уходит на бумаги, которые никак не связаны с учебным процессом, — говорит Алла Рунова. — У меня на столе три отчета лежат. И все срочные».

При этом все три завуча — счастливые люди. Потому что у них самая лучшая работа на свете. А самая лучшая та, которую человек любит. Небольшой штрих в доказательство: в школе № 16, например, нет звонков, вместо них звучит музыка. «Я это не сама придумала, — признается Валентина Баршикова. — Услышала это на одном из семинаров в школе другого города. Решили и у нас сделать то же самое. Ведь правда, музыка лучше звонка?» Кто бы спорил.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены