В обнинской школе №9 задания по разным предметам «привязали» к реалиям и достопримечательностям Калужской области

Автор: 09 июля 2019 213
Наталья Марченко Наталья Марченко

Решите задачку: «Первая советская АЭС мощностью 5000 кВт расходует 30 г ядерного «горючего». Определите КПД атомной электростанции, если калорийность ядерного «горючего» составляет 8,4 Дж/кг». Сложно?

Тогда вот попроще, для пятиклассников: «Участок дороги от вокзала до обнинского хлебозавода равен примерно 2 км. Две бригады укладывали асфальт, идя навстречу друг другу. Первая бригада за один час укладывала 300 м асфальта, а вторая — 200 м асфальта. За какое время был заасфальтирован этот участок дороги?»

Именно такие задачи, с местным колоритом, решают ученики школы №9.

Уйти от абстракций

Пару лет назад завуч и учитель истории школы №9 Наталья Марченко загорелась идеей побольше рассказать ученикам о том месте, где они живут. Благо, на Калужской земле происходило много интересных исторических событий. Наталья Владимировна начала собирать материал. И, как говорится, коготок увяз. «Краеведение есть во всех школах. Но чаще всего это внеклассная работа, — рассказывает Наталья Марченко. — На уроках дети много узнают про разные регионы России. Но свое, родное проходит мимо. И захотелось рассказывать о родном крае именно на уроках. К тому же, дети решают задачки вроде «Из пункта А в пункт Б поехал поезд», и в такую задачу легко добавить упоминание, что поезд едет из Обнинска в Балабаново, взять реальные цифры… И ребенок сразу видит привязку к реальности, нет абстракций в примерах, он сразу запоминает даты, цифры, события».

Идею учебного краеведения поддержали и другие учителя девятой школы. И стали добавлять краеведческие факты в задания по самым разным предметам. Постепенно примеров набралось на полноценный сборник дидактических материалов с названием

«Калужский край — моя судьба». В списке авторов — 21 педагог.

На геометрии детям предлагают построить точки на оси координат — если точки соединить, то получатся изображения редких животных. Если же все рисунки собрать вместе, на руках окажется Красная книга Калужской области. На занятиях по русскому языку пропущенные буквы и запятые надо расставлять в текстах об истории родного края...

Второе издание?

Прежде чем отдать сборник в печать, все факты, которые легли в основу заданий, тщательно проверяли: действительно ли в области протекает около 2000 рек, сколько людей жило в Обнинске в 1959 году, какие редкие грибы растут в заповеднике «Калужские засеки»?

Тираж совсем небольшой, меньше 50 экземпляров: цветная печать на хорошей бумаге — недешевое удовольствие. Сборник разошелся мгновенно. «У меня не осталось ни одного экземпляра, — улыбается Наталья Марченко. — Все ушло в другие школы.

Хочется сделать второе издание. И чтобы сборник дошел не только до обнинских школ, но и до других учебных заведений в Калужской области». А саму Наталью Марченко за создание сборника выдвинули на премию «Человек года».

Сорвать яблоки

В методическом кабинете девятой школы нарисована яблоня. На ее ветвях — крупные яблоки, на которых написаны цели проекта: «Повысить качество знаний учащихся», «Заинтересовать детей историей края», «Сделать так, чтобы больше детей оставались работать в Обнинске». «Мы находимся рядом с Москвой, выпускники едут учиться в столицу, а потом остаются там работать, — говорит Наталья Марченко. — Но Калужская область не хуже! У нас есть наука, производство, здесь тоже нужны умные, образованные люди… И, может быть, дети, которые в школе много узнали о родном крае, решат вернуться работать сюда. Если это произойдет — мы будем знать, что добились своих целей».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены