В обнинском ИАТЭ попытались придумать, как решить проблемы атомной молодежи

Автор: 02 июля 2019 498
Фото Никиты Говорова Фото Никиты Говорова

. Набор бюджетников в вузы сокращается, а сотрудников требуется все больше: как выбраться из тисков парадокса?

 

Сейчас в атомной отрасли активно создают систему непрерывного обучения и ранней — со школьной скамьи — профориентации. Цель понятна: привлечь как можно больше умных и социально активных молодых людей. Тем более, что их хватает: чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы пару раз побывать в Точке кипения в ИАТЭ.

И «на бумаге» проблем в отрасли вроде как нет: для молодых специалистов запущены разные социальные программы, им предлагают хорошую зарплату, в разных дивизионах Росатома работают Советы молодежи. Но как бы прекрасно это все ни выглядело, проблем с высшим «ядерным» образованием хватает. Можно даже сказать, что к сегодняшнему дню накопилась их критическая масса.

Найти ответ хотя бы на часть вопросов попытались на днях в ИАТЭ — там прошел круглый стол по мотивации персонала в атомной энергетике. Атмосфера на заседании была достаточно неформальной. С самого начала участники — представители вузов, Росэнергоатома, различных АЭС — договорились: общение будет строиться не «для отчета», а чтобы действительно решить существующие проблемы.

Вуз — АЭС

Первая глобальная проблема — «отрыв» образования от реальной работы на АЭС. Вчерашний студент, получив диплом, не может сразу нормально работать на станции — у него не хватает компетенций. При этом получить нужные знания в вузе он не может — не хватает практических занятий, которые могут проходить только на АЭС. «Отрасль от вузов просит только поставлять людей, — подчеркнул Георгий Тихомиров, заместитель директора НИЯУ МИФИ. — При этом вузы могут оказывать отрасли научно-техническую поддержку, а их ресурс сейчас практически не используется». И это тоже проблема для молодежи — во всяком случае, той, которая хотела бы остаться в науке или продвигать новые форматы работы.
Представители Росэнергоатома без споров согласились: надо увеличивать количество практических занятий, а концерну — активнее участвовать в составлении и «приземлении» учебных программ.

Просят много, возможностей — мало

Вторая глобальная проблема атомного образования — в большой потребности отрасли в специалистах. В этом году на работу на разных АЭС планируют набрать 1000 человек. И аппетиты Росатома постоянно растут — корпорация ведет активную международную экспансию, и за рубеж постоянно уезжают компетентные сотрудники. На их место должны приходить новые — иначе нагрузка на остающихся вырастет настолько, что люди просто не выдержат и уволятся. Казалось бы, с этой проблемой должны легко справляться вузы.

Но количество бюджетных мест в вузах с каждым годом сокращается. Например, в ВИТИ НИЯУ МИФИ в этом году на разные атомные специальности на бюджет примут только 137 человек — на 60 меньше, чем в прошлом году. И обнинский ИАТЭ в ряду других атомных вузов не выделяется. «Мы тоже из-за обрезки контрольных цифр приема не можем обеспечить выполнение того заказа, который просит Росатом», — говорит и.о. директора ИАТЭ НИЯУ МИФИ Татьяна Осипова.

Контрольные цифры приема утверждает минобрнауки — а это ведомство от Росатома не зависит. «Очевидный вариант решения проблемы — увеличение целевого набора, который профинансируют предприятия Росатома», — говорит Георгий Тихомиров. Впрочем, там на такой вариант смотрят с осторожностью: «Отправить человека на целевое обучение, платить вузу, выплачивать стипендию самому студенту, а потом взять его на работу и выяснить, что он учился по принципу «лишь бы только корочку получить», а реальных знаний у него и нет — для нас непозволительное расточительство», — рассказала представитель Росэнергоатома Ирина Шаповалова.

Разным ведомствам еще предстоит договориться между собой. Важно, что диалог начался.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены