Боровский художник судится с прокуратурой

Автор: 02 февраля 2017 1331
Владимир Овчинников на фоне самодеятельного мемориала Владимир Овчинников на фоне самодеятельного мемориала

Боровчанин Владимир Овчинников добивается, чтобы  список  репрессированных напечатали  в газете, прокуратура сопротивляется

78-летний Владимир Овчинников сейчас, пожалуй, самый известный боровчанин. Года не проходит, чтобы о нем не написали в московских или зарубежных газетах или показали сюжет по ТВ. Все из-за того, что он на стенах домов написал более сотни картин. Но причина интереса к нему не только в этом — в последнее время он чаще выступает как правозащитник, добивается опубликования списка репрессированных в годы сталинского террора жителей Боровского района, это две с половиной тысячи человек.
Сам Овчинников из казачьего рода, с Урала. Деда расстреляли большевики еще в Гражданскую войну. Дядю казнили в 30-е. Отца посадили на 10 лет по обвинению в участии в «троцкистско-монархистской» группировке. При Хрущеве его реабилитировали за отсутствием состава преступления. Это все в какой-то степени объясняет упорство, с которым Владимир Александрович добивается опубликования списка. Да и вообще он человек с ярко выраженной гражданской позицией.

Почему надо опубликовать список
« В Законе «О реабилитации» однозначно сказано: списки должны быть опубликованы в местной печати, — говорит Овчинников. — Это свидетельство того, что люди пострадали безвинно».
Чтобы составить список репрессированных, а впоследствии реабилитированных жителей Боровского района, Овчинников провел титаническую работу: были написаны десятки писем в различные инстанции, и областной архив ФСБ раскрыл свои «закрома». Художник получил доступ к делам репрессированных, в которых — доносы, протоколы допросов, решения судов и внесудебных «особых троек НКВД» — страшная история 30-х годов, о которой сейчас мало кто хочет знать. Но Овчинников считает, что знать надо. Хотя бы потому, чтобы маховик репрессий против инакомыслящих не раскрутился вновь.
Владимир Александрович частично цели добился. В 2014 году муниципальная газета «Балабаново» в 26-ти номерах опубликовала неполный список. Еще было три публикации в официальной районной газете «Боровские известия». Овчинникову не понравилось, как были подготовлены публикации: «Списки готовила районная прокуратура на основании материалов, представленных ФСБ. И из них почему-то исчезли сведения, за что людей подвергали репрессиям. А это самое главное».

Почему список не публикуют дальше
Мы обратились к главному редактору «Боровских известий» Галине Куземкиной: «В чем причина отказа от дальнейшей публикации списка?» Она сказала, что по совету прокуратуры был найден компромиссный вариант: публикация на официальном сайте издания. А печатать его в бумажной версии газеты не позволяет дефицит места. «Боровские известия» — муниципальная газета, и она обязана печатать все постановления районной и городской власти, это занимает большую газетную площадь», — объяснила Куземкина.
Такое решение вопроса никак не устроило Овчинникова: «Найти список на сайте газеты довольно сложно, я лично не смог». Поэтому художник обратился с иском к прокуратуре в суд: «Пусть имена репрессированных напечатают в газете».
Несложно догадаться, что суд, состоявшийся в ноябре прошлого года, Владимир Александрович проиграл. Боровская фемида сочла его доводы надуманными, а действия прокуратуры верными.
Однако Овчинников на этом не успокоился. Он написал апелляционную жалобу в областной суд. Дата рассмотрения его жалобы не назначена.

О памятнике
Еще Овчинников много лет добивается установки в Боровске памятника репрессированным. Местная власть долго была глуха к его требованиям, тогда художник начал создавать самодеятельные мемориалы. Летом прошлого года на одной из стен (с согласия хозяина) он написал несколько портретов невинно расстрелянных. Однако вскоре вандалы их обезобразили.
Губернатор Артамонов, узнав об этом, обратился к боровским властям с предложением установить памятник. Реакция была молниеносной. Сразу же разработали проект и нашли место для будущего мемориала. Его собираются открыть в этом году. Однако Овчинников недоволен. Он считает необходимым высечь на стене фамилии всех репрессированных, власть с ним не согласна.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены