Новые ориентиры Обнинска

Автор: 09 июля 2019 3364
Андрей Федосеев: «Надо уметь создавать новые знания. А зубрежка сегодня никому не нужна» Андрей Федосеев: «Надо уметь создавать новые знания. А зубрежка сегодня никому не нужна»

Об Илоне Маске, территориях добавленной ценности и увлеченных детях

 В понедельник в Агентстве инновационного развития кипела работа. Люди, вовлеченные в образование, ваяли концепцию муниципальной системы школьного творчества. При этом рушились все застарелые стереотипы.

В фокусе — дети

Мы уже писали, что Обнинск вместе с еще восемью крупными центрами России — Петербургом, Томском, Екатеринбургом, Ульяновском и др. — включен в пилотный проект Агентства стратегических инициатив по формированию региональных инновационно-образовательных экосистем. Сам термин — экосистема — не случаен. Поскольку речь идет об устойчивой и самостоятельной модели. А в ее фокусе — дети.

В центр внимания сразу был поставлен вопрос: возможно ли перевернуть сегодняшнюю систему образования, когда учеников чуть ли не с начальной школы дрессируют на ЕГЭ, забивают всякое самостоятельное мышление? Оказывается, можно.

Рецепты будущего

Рецепты есть: во-первых, надо уметь показывать будущее. Так, как это, к примеру, делает Илон Маск. По результатам всех опросов среди школьников именно он — абсолютный технологический лидер. «Мы должны изменить суть кружкового движения, — предложил президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев. — Скажем, не просто традиционные авиа- и судомоделирование, а нейротехнологии, анализ big data, интеллектуальная энергетика, урбанистика — все, что сегодня описывается как будущее. Соответственно, роль наставника с его опытом и знаниями меняется. Сегодня уже нет смысла упрямо запоминать информацию. Акценты другие: надо уметь создавать новые знания. А просто на зубрежке, сидя за партой, лидером не станешь».

Второе, что придется ломать, это традиция отношения к образованию как к социальной сфере: мол, ничего не поделаешь, приходится выделять на нее деньги. Если так и будет продолжаться, то его по-прежнему будут финансировать по остаточному принципу. Это аксиома. А ведь на самом деле образование — территория добавленной ценности. Если бизнес, предприятия, госкорпорации это осознают, то экономика процессов в корне поменяется.

Третий рецепт — усиление командной роли. Время одиночек прошло, теперь над решением инженерных задач работают команды. В России уже проведены командные инженерные олимпиады для школьников 9-11-х классов. Победители и призеры без экзаменов поступают в вузы-организаторы олимпиады или получают неплохие дополнительные баллы при поступлении.

Экосистема Обнинска

А самое интересное, что применить все эти рецепты на обнинской базе довольно просто. Как отметил сам Алексей Федосеев, в городе уже создана насыщенная образовательная экосистема. Ее отдельные элементы перечислил генеральный директор АИРКО Анатолий Сотников. Здесь и пять кластеров, и Малая академия наук «Интеллект будущего», и Точка кипения, и IT-школы, и «Эврика», и атомные классы, и Региональный инжиниринговый центр, и распределенный детский технопарк, и Биошкола олимпийского резерва, и Академия Технолаб… Счет идет на десятки.

Победителей олимпиад НТИ примут в вузы без экзаменов

Более того, дорожная карта по созданию инновационно-образовательной экосистемы Обнинска уже расписана на три года вперед. К примеру, из одной Точки кипения в наукограде, скорее всего, разовьется целая их семья — и для детей, и для предприятий, и для технологий. А основные усилия сегодня сосредоточены на создании Инновационного научно-технологического центра.

Задачи формулируются более чем масштабно. Но Обнинск этого никогда не боялся. Осенью все идеи, которые сегодня «брали мозговым штурмом» в АИРКО, будут вынесены на большую стратегическую сессию. Город получит новые ориентиры.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены