Заберите у ребенка планшет!

Автор: 24 ноября 2015 1520
Заберите у ребенка планшет!

О пагубном влиянии гаджетов на развитие детей рассказывает школьный психолог СОШ №4, кандидат педагогических наук Ольга Бойченко

Еще одна соска — это удобно

— Гаджеты заметно облегчают и упрощают нам жизнь — мы можем постоянно быть на связи с близкими, можем делиться впечатлениями, можем развиваться и узнавать что-то новое. Но, к сожалению, не всегда пользование этими устройствами бывает разумным. Особенно когда дело касается детей, которые имеют неограниченный доступ к своим гаджетам. Если говорить о компьютерной зависимости, то в некоторых семьях она начинается у ребенка с полутора лет. Я наблюдала картину, когда малыш носился по комнате в поисках планшета, потому что он не мог элементарно сесть на горшок. Печально то, что родители в таких случаях потакают ребенку, поощряют его привязанность — они просто меняют местами приоритеты, и планшет становится дополнительной соской. Это удобно: дал ребенку планшет, и он не плачет, не пристает, дает родителям возможность заниматься своими делами, например, сидеть в социальных сетях. Однако у малышей, уже в таком малом возрасте имеющим доступ к гаджетам и постоянно смотрящим мультики, нервная система начинает хуже развиваться, что плохо влияет на концентрацию внимания и восприятие окружающих людей.

Ах, какой рассеянный

— Учителя нередко обращают мое внимание на того или иного ученика: ребенок способный, умный, но что-то ему мешает. Как выясняется, мешает чрезмерная увлеченность планшетом. У ребенка некрасивый почерк, халатное отношение к учебе, он вроде бы материал знает хорошо, даже лучше других, но становится рассеянным и на выходе делает массу ошибок от невнимательности: там минус с плюсом перепутал, там ноль не дописал и тому подобное. Эти «мелочи» приводят к снижению отметки. Изучая мотивацию ребенка, обнаруживаешь, что более 3-4 часов в день он не расстается с планшетом или смартфоном, просиживая за играми. Гаджеты порой заменяют ребенку практическую деятельность, необходимую для развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков, которые важны для нормального обучения. В процесс обучения такой ребенок быстро включается, что-то схватывает, а потом так же быстро уходит в себя, отключившись от реальности. Кроме того, многие дети активно пользуются гаджетами в вечернее время, что неблагоприятно влияет на качество сна и плохо сказывается на состоянии на следующий день. Нервная система отдыхает в период с 21.00 до 1.00. Однако многие подростки пренебрегают этим отдыхом, заменяя его на более увлекательное, но менее полезное времяпрепровождение.

Мой ребенок круче всех

— Многие современные школы компьютеризированы по полной. Интерактивные классные доски — это, по сути, те же планшеты, только большие. Нынешние школьники, начиная с восьмого класса, вообще не пользуются бумажными учебниками. В школе есть вход в электронную библиотеку через Wi-Fi — они скачивают учебники из Интернета. Это удобно, у них легкие рюкзаки, не то, что у первоклассников. Однако, гаджет в школе — это и кнут, и пряник. Нередко ученики не работают с учебником, а играют на уроке в онлайн-игры. С какого возраста ребенку можно давать планшет? Чем он старше и сознательнее, тем лучше. Впрочем, есть родители, считающие, что чем круче у ребенка гаджет, тем сам ребенок круче. Они таким образом «подставляют» ребенку своё видение мира. Особенно эта тенденция наблюдается у родителей школьников младших классов.

Перейти на телефон за 900 рублей

— Огромный поток информации, порой ненужной и вредной, даже взрослого человека делает нервным. Что же тогда говорить о детях, которые менее стойки к волнениям. Кто-то что-то сказал в соцсети — и покой ребенка нарушен. Ведь намного легче написать, чем сказать в лицо, а значит, увеличивается и вероятность возникновения конфликтных ситуаций, которые являются огромным стрессом для подростков. В моем классе была подобная конфликтная ситуация. В школе ребята общались друг с другом доброжелательно, а в соцсетях между ними происходили разбирательства. Об этом конфликте не знал ни учитель, ни та часть одноклассников, которая не сидит в соцсетях. Все вышло наружу, когда позвонил один из родителей — мол, моего ребенка в сетях оскорбляют, унижают и даже угрожают ему. Пришлось провести воспитательную и разъяснительную работу, от которой был реальный прок. Всех конфликтующих одноклассников родители перевели на телефоны за 900 рублей, и отношения в школе наладились сами собой. То есть, родители меня услышали и освободили своих детей от лишней, негативной информации, шедшей из соцсетей. Ведь Интернет как таковой — он не плохой и не хороший. Плохим или хорошим его делают люди. То есть, мы сами.

Сергей Коротков

Фото автора

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены