Через два месяца решится судьба обнинской УК «Комфорт»

Автор: 19 октября 2017 973
Один из домов, обслуживаемых УК «Комфорт» Один из домов, обслуживаемых УК «Комфорт»

Определять ее будут сами жители домов

На днях вступило в силу решение суда: компания «Комфорт» наказана за неисполнение выданных госжилинспекцией предписаний об устранении нарушений. До 12 декабря жители 15 домов, за которые до сих пор отвечает «Комфорт», должны определить: останутся ли они с этой управляющей компанией или предпочтут, чтобы ими занимался кто-нибудь другой. Если жители решат, что хотят перейти к другой управляющей компании, то дома будут исключены из списка лицензии «Комфорта». А это означает «смерть» УК. Таковы правила: если компания лишается 15% общей площади обслуживаемых домов, ее больше не допускают на рынок услуг ЖКХ.

300 предписаний
Всего областная госжилинспекция вынесла «Комфорту» больше 300 предписаний. Еще в начале августа тогдашний начальник ГЖИ Руслан Саидов рассказывал, что 11 домов готовятся для исключения из реестра лицензий компании. «В скором времени мы будем поднимать вопрос об отзыве лицензии в целом у «Комфорта», — обещал тогда Саидов. Позже он ушел из ГЖИ на должность мэра Малоярославца, но работа по наказанию УК не остановилась.
Вообще-то обнинцы в массе своей очень терпеливые люди; чтобы они обратились в жилинспекцию, надо, чтобы проблемы действительно довели их до ручки. Мера действенная: УК боятся предписаний ГЖИ и стараются исправиться в очень короткий срок. С «Комфортом» иначе. По каждому из 15 его домов уже есть как минимум по два невыполненных предписания ГЖИ.
И ГЖИ может лишить «Комфорт» права обслуживать эти дома. Спасти компанию могут только сами жители. И дело это довольно хлопотное. Надо провести общее собрание по всей форме, оформить протокол, в 3-дневный срок отправить его в ГЖИ. А есть ли у людей стимул всем этим заниматься, учитывая историю взаимоотношений с «Комфортом»?
Не надо быть провидцем, чтобы понять: судьба «Комфорта» практически предрешена. Что потом? Жители потом могут сами выбрать другую управляющую компанию. Или же, если делать ничего не захотят, городская администрация выставит их дом на аукцион, и уже по результатам торгов решится, какая компания будет им заниматься.
Впрочем, переход от одной управляющей компании к другой — тоже не самый простой для жителей процесс. «У нас появились случаи прихода двух платежек на один адрес, когда прежняя УК не хочет уходить из дома и продолжает присылать свои квитанции», — говорит заместитель председателя комитета по ЖКУ обнинского Горсобрания Анатолий Шатухин. Люди не всегда внимательно вглядываются в счета и могут оплатить платежку старой компании, а потом встать перед необходимостью платить новой.

По пояс в ЖКХ
В результате для новой УК этот переходный период тоже получается очень тяжелым — у нее могут с самого начала образоваться долги. И судебная практика это подтверждает. Впрочем, суды для УК — дело обычное. Например, сейчас в Калужском арбитражном суде рассматривается сразу три иска к «Управляющей компании Обнинск». «Водоканал» хочет взыскать с нее 410 тыс. руб., «Калужская сбытовая компания» — 635 тыс., а «Теплоснабжение» — 3 млн. Причем количество исков о взыскании задолженности за потребленные ресурсы постоянно растет: в 2015 году рассматривался только один, в 2016 уже пять, а за неполный 2017 год целых 13.
Справедливости ради отметим: долги перед ресурсоснабжающими организациями есть практически у каждой УК. «Основная причина — недостаточная собираемость платы с жителей, — говорит Шатухин. — Сейчас в Обнинске она составляет 93-95%. Долги компаний растут лавинообразно, и эта тенденция будет усугубляться».
Достичь стопроцентной собираемости платежей за ЖКХ невозможно. В любом городе есть те, кто платить за коммуналку не будет ни при каком раскладе. Да, в Обнинске пытаются влиять на должников, например, устанавливая заглушки на канализацию. С одной стороны, эта мера показала свою эффективность. Но поставить заглушку физически возможно не везде. Кроме того, мера эта достаточно дорогая, и если у человека небольшие долги, экономически невыгодная: управляющая компания потратит больше, чем получит с должника. Так что ситуация получается патовая: долги будут копиться, а управляющие компании — пытаться с этим справиться. Главное, чтобы они не пытались это делать за счет добросовестных плательщиков. «Я считаю, что необходимо на законодательном уровне менять подход к сбору платежей, — отмечает Анатолий Шатухин. — Пока этого сделано не будет, мы так и будем по пояс в ЖКХ».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены