Пропажа в «самом близком»

Автор: 24 сентября 2015 1046
Мошенники просто шли по ул. Кирова в Калуге и снимали в Сбербанке деньги Мошенники просто шли по ул. Кирова в Калуге и снимали в Сбербанке деньги

У подполковника в отставке Вадима Халонина (имя и фамилия изменены) с его расчетного счета в Сбербанке злоумышленники похитили почти три миллиона рублей. Сбербанк деньги возвращать не торопится

Инерция доверия

Куда людям нести деньги, когда Центробанк с завидной регулярностью отзывает лицензии у самых разных коммерческих банков? Понятно куда — в Сбербанк. Вот где 100% гарантии сохранности средств. Вот откуда мы сможем забрать наши средства в любой момент, когда захотим. Впрочем, история, с которой обратился читатель в народную газету, многих разочарует. А кого-то — насторожит.

Радовались, но недолго

Итак, в ноябре прошлого года подполковник Вадим Халонин подал рапорт об отставке. По закону он имел право на жилищную субсидию. И, когда он представил все нужные документы, Региональное управление жилищного обеспечения вынесло положительное решение. Радостные эмоции его семьи на тот момент не описать словами. Еще бы! У Халониных четверо сыновей, и все шестеро членов семьи много лет ютились в служебной однушке. Поэтому, как только деньги перевели на специально для этого открытый счет в балабановском Сбербанке, Халонины тут же купили квартиру для себя и младших детей в Обнинске, а для двоих взрослых сыновей внесли первый взнос за новостройки в Балабаново. Сумма субсидии была приличная, поэтому денег оставалось еще примерно 3 миллиона. Их решено было разместить на других счетах Сбербанка, два из которых под названием «Наша Победа» Вадим открыл, чтобы, в соответствии с условиями вклада, оказать посильную помощь ветеранам войны. Вскоре эти деньги были похищены.

Шел по улице мошенник

Обнаружил Вадим пропажу денег совершенно случайно, проверив через Интернет свой личный онлайн-кабинет. Разу­меется, тут же связался с банком, написал заявление, обратился в полицию. Само хищение произошло, на первый взгляд, довольно просто. По поддельному паспорту на имя Вадима Халонина мошенники открыли новую дебетовую карту на его имя. Вместе с картой им выдали пин-код и логин от его личного кабинета. Воспользовавшись этой информацией, они перевели все его деньги на другие счета, открытые уже в Калуге, и затем в один день закрыли их, сняв наличными все деньги. И если начинать детально разбираться в том, как ловко у преступников все получилось, возникает миллион вполне логичных вопросов.

Откуда мошенники узнали, что именно Халонину одобрена субсидия, каков номер его спецсчета? Как им удалось сделать точную копию его паспорта, но уже с другой фотографией? Как им удалось по поддельному паспорту приобрести новую дебетовую карту в Сбербанке? Разве в банке не должна быть копия паспорта вкладчика Халонина с его фотографией и разве не должен сотрудник банка сверять предъявляемый паспорт и фото на паспорте с имеющейся копией? Почему мошенникам удалось без предварительного заказа снять в течение одного дня крупные суммы? Почему ни у одного сотрудника банка не возникло вопросов? А как же отслеживание сомнительных операций? По словам адвоката потерпевшего Владимира Тацяка, «мошенники просто шли по улице Кирова в Калуге и снимали в трех отделениях подряд суммы от пятисот тысяч рублей до миллиона трехсот».

Признает, но не возвращает

После обнаружения пропажи денег Вадиму пришлось долго ходить по кабинетам, писать, звонить и требовать. Он, по его словам, сам начал расследование преступления, требовал ускорить процесс возбуждения уголовного дела, которое, в конечном счете, все-таки возбудили, хотя и спустя несколько месяцев. Ему также удалось добиться признания банком самого факта хищения средств. Однако деньги Халонину до сих пор никто не вернул.

Вадим с недоумением рассказывает, что к нему отнеслись поначалу не как к потерпевшему, а с подозрением, «как будто это я сам у себя деньги украл». Потом, просмотрев видео, в Сбербанке признали, что деньги с его счета в калужских отделениях 8806/086, 8806/1256 и 8806/1140 на улице Кирова снимал не он. Однако на его вопрос, на каком основании этому лицу выдали деньги, ответили резко: «Сотрудники не обязаны знать вас в лицо». На логичный вопрос о возврате денег устно посочувствовали и сказали, что… подождут окончания следствия.

А если следствие затянется на год-два, а то и больше? Где его семье жить? Служебное жилье надо сдать. В обнинскую квартиру не переехать — квартира БЧО, пустые бетонные стены, нужен ремонт, на который уже нет денег. Вопрос с балабановскими новостройками вообще подвис — там еще нужно вносить приличную сумму.

За державу обидно

Вадим обратился в Калужскую региональную общественную организацию «Защита прав потребителей», он готовится в суде отстаивать свои права. Узнав об этом факте, в частной беседе с Халониным один из полицейских искренне усомнился: «Вы правда думаете, что вам вернут деньги?» «А как же иначе? — недоумевает Вадим. — Всегда, еще с детства, помню, что Сбербанк был и до сих пор для многих остается символом надежности. А сейчас эта вот рекламка (показывает цветную брошюрку с рекламой Сбербанка, — прим.автора) выглядит для меня, как насмешка! Мошенники есть, были и всегда будут. Но нельзя допускать, чтобы страдали честные люди. Мне эти деньги не просто так достались. Я их заслужил, заработал многолетней безупречной службой Родине. Обидно, что банк, которому я доверил деньги, выплаченные мне государством, допустил, чтобы их украли. Тем самым оставил мою семью без жилья, подорвал доверие, дискредитировал себя и государственную программу поддержки военнослужащих».

Прощаем низкие проценты за безопасность

«Мы приходим в банк не столько заработать, сколько сберечь заработанное, — рассуждает адвокат Владимир Тацяк. — Темпы инфляции выше ставок по депозитам. Мы прощаем банковской системе страны низкие проценты и ждем хотя бы соблюдения требований безопасности. Но сейчас стали настолько очевидны прорехи в системе этой самой безопасности, что банку впору устроить семинар по изучению обстоятельств этой весьма продуманной и дерзкой операции. Злоумышленники смогли дважды войти в личный кабинет вкладчика, каким-то образом отключив систему оповещения с помощью СМС-сообщений. Затем они смогли подделать паспорт гражданина РФ с таким качеством, что сканеры приняли документы «за своего». Видео­отчет, на котором в высоком качестве зафиксировано, что денежные средства получает не он, были исследованы непосредственно в день обращения, то есть сомнений в невиновности моего клиента у банка не было с самого первого дня. Меня возмущает, что при всей очевидности ситуации мой клиент получает лишь отписки с обещанием разобраться».

Редакция «НГ-регион» тоже обратилась за разъяснениями в Сбербанк Калуги. Но мы также не получили ответов по существу на поставленные вопросы. Нам сказали так: «Среднерусский банк Сбербанка сообщает о том, что по данному факту в настоящее время проводится судебное разбирательство. До подведения итогов банк не комментирует ситуацию».

А как у них?

По словам Владимира Тацяка, «расскажи я подобную историю европейцу или американцу, меня бы просто не поняли. Во всем мире банк, выпустивший вашу карту, выступает вашим союзником, защитником ваших интересов. Не хочет магазин возвращать деньги за некачественный товар, за который вы расплатились картой, — нет проблем: один звонок в банк — и дальше все сделают за вас. Деньги вернут тут же, поэтому поставщики товаров и услуг всячески избегают подобных конфликтов. Или если вдруг произошло снятие денег с карты, вам достаточно просто заявить в банк, что вы не совершали этой операции, и вам деньги вернут. Конечно, потом проведут расследование, и если выяснится, что вы обманули — будете отвечать по всей строгости закона. Более того. Имея статистику ваших транзакций, банк всегда при возникновении сомнений лично удостоверится, действительно ли вы совершали ту или иную нетипичную для вас операцию. При таком подходе риск хищения сводится к минимуму».

Может, все-таки вернут?..

К моменту верстки номера уже прошло первое судебное заседание по данному делу, где представитель банка сообщил, что «решение вопроса о возврате денег обсуждается на самом высоком уровне, и не исключено, что будет принято положительное решение». Но разве нужны какие-то еще «обсуждения решения» о возврате вам ваших денег? И зачем нужен «самый высокий уровень»? Банк должен вернуть деньги сразу, автоматом, причем на самом обычном уровне, на том, на котором вы ему их доверили.

Татьяна БАНДЕРОВА

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены