Производитель интеллекта будущего

Автор: 18 декабря 2010 3456

Вопреки официальной парадигме наши дети хотят и любят учиться. Что бы вы сказали об организации, которая за 10 лет с начала века увеличила свои валовые показатели в 33 раза, не говоря уже о потрясающем качественном росте? Наверное, просто не поверили бы в такую статистику. А между тем это абсолютная правда. Причем базируется эта организация в Обнинске, хоть и давно уже работает на всю страну. Производит же она не микросхемы или продукты питания, не лекарства или программное обеспечение. Она производит будущее. Точнее, его интеллект. И называется соответственно — Малая академия наук «Интеллект будущего».

Вопреки официальной парадигме наши дети хотят и любят учиться.

Что бы вы сказали об организации, которая за 10 лет с начала века увеличила свои валовые показатели в 33 раза, не говоря уже о потрясающем качественном росте? Наверное, просто не поверили бы в такую статистику. А между тем это абсолютная правда. Причем базируется эта организация в Обнинске, хоть и давно уже работает на всю страну. Производит же она не микросхемы или продукты питания, не лекарства или программное обеспечение. Она производит будущее. Точнее, его интеллект. И называется соответственно — Малая академия наук «Интеллект будущего».

Именно в Обнинск шлют свои исследовательские работы десятки тысяч одаренных детей, увлеченных научным творчеством. Именно здесь рождаются технологии, как воспитать таких ребят, чтобы не погасла в них тяга к познанию. Именно в первом наукограде придумали тысячи конкурсов, викторин, турниров и форумов, которые с детского сада и до выпуска из аспирантуры ведут молодое поколение дорогой научных открытий. Именно в нашем городе формируют тот самый золотой кадровый резерв, который вытянет Россию из пропасти сырьевой экономики.

Парадоксально, но «Интеллекту будущего» и его результатам удивляются больше на российском уровне, чем на нашем местном. Как в поговорке, большое видится на расстоянии. В уходящем году, к примеру, организацию включили в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. Таких организаций по всей стране, кстати, всего 12. Одиннадцать прописаны в столице — такие, как «Молодая Гвардия Единой России» или «Российский союз молодежи». Одна — образовательная — в Обнинске. Много ли горожан об этом знают?

Система «Интеллекта будущего»

Вырос «Интеллект будущего», по большому счету, из научной детской конференции «Юность. Наука. Культура», которая появилась в Обнинске четверть века назад стараниями Льва Ляшко и его коллег. Но сопоставить масштабы — тогдашний и сегодняшний — это все равно, что сравнить бумажный кораблик с океанским лайнером. Сегодня «Интеллект будущего» проводит 390 конкурсов в год, в его проектах участвуют 77 тысяч детей со всей страны, из всех субъектов России, оценивается около 90 тысяч научно-исследовательских и творческих работ школьников. От списка цифр может зарябить в глазах: только в этом году МАН привлек 5000 школ в 1600 городах и селах страны, провел 25 очных всероссийских конференций, фестивалей и форумов. 24 учащихся от «Интеллекта будущего» награждены весомыми президентскими грантами — от 30 до 60 тыс. руб. каждый, еще почти 400 — собственными премиями Академии. И так далее, и так далее…

Когда у Ляшко спрашиваешь, как это все получается в то время, когда уровень образования и интерес к нему катастрофически падают, тот пожимает плечами: «Это система. Мы ее создали, и она работает».

Система «Интеллекта будущего» абсолютно не компланарна официальной образовательной парадигме. В школе основная ставка на тесты, на сдачу ЕГЭ, на поглощение порций знаний, которые дает учебник. «Это не эффективный путь, — уверен Лев Юрьевич. — Современные знания обновляются раз в год. Так что пичкать ими бессмысленно. Нужно находить и прививать совершенно новые образовательные навыки. Человек должен сам уметь учиться, работать с большими объемами информации. А это возможно только тогда, когда ему интересен процесс обучения».

Три шага познания, или технология выращивания одаренных детей

В основе работы «Интеллекта будущего» заложен как раз интерес. Его воспитывают, тренируют. Как тренируют, скажем, пальцы у пианиста или голос у вокалиста.

Первый шаг — увлечение. Фокус внимания — младшие школьники. Эксперты МАН разрабатывают задачи, которые детям просто увлекательно решать. Например, обнинский филолог Ольга Строева придумала конкурс «Я знаю русский язык». Когда десять лет назад начинала, откликнулось совсем немного детей — человек 30-40. Сейчас только в первом полугодии — 6000 работ. И вроде абсолютно немодная тема — русский, не сравнить с тем же английским языком, который поместили в джентльменский образовательный набор. Но мода модой, тренды трендами, а отклик на задания Ольги Эдуардовны оглушительный: дети хотят и любят — не учить, нет, — познавать родной язык. Так, школьница Лолита Козельская из Оренбурга признается, что над вопросами конкурса можно сидеть часами, не жалея о проведенном времени — они поддерживают «креативный тонус» учащихся.

К слову, во всех мероприятиях «Интеллекта будущего» строятся своеобразные рейтинги участников — детей, педагогов, школ. И это тоже очень увлекательно. Похоже, как проходишь уровни компьютерной игры-стратегии. За каждый верный ответ, доклад, работу начисляются баллы. И человек растет — от уровня «искателя», «эрудита», через «знатока» и «таланта» к «интеллектуальному лидеру». Правда, признается Ляшко, скоро придется придумывать новые уровни. У интеллектуальных лидеров тоже должны быть ориентиры. Это, к слову, не только система морального поощрения. Лучшим из лучших вручаются премии — от 10 до 30 тыс. руб.

Но вернемся к шагам познания. На втором этапе на место увлеченности приходит уже исследование. Это, разумеется, более сложная работа, ребята занимаются настоящим научным экспериментом — кто-то выращивает кристаллы и анализирует параметры их изменений, а кто-то занимается изучением поведения домашних животных. Один исследует образ лирического героя в текстах рэпа, а другой — гидротехнические сооружения заводов Демидова. Точки приложения могут быть самыми разными. Незыблем принцип: это самостоятельное, пытливое постижение устройства мира.

Ну, и финальный шаг — это полномасштабная работа, которая представляется на суд интеллектуальной общественности будущего и экспертов организации. Выход с докладами на очные конференции, такие, как «Юность. Наука. Культура».

Мы начинаем Ю.Н.К. Для чего? Для кого?

Впрочем, об этой конференции стоит сказать отдельно. Как-никак, именно она послужила прообразом сегодняшнего «Интеллекта будущего». Начиналась она, как уже говорилось выше, с научной конференции учащихся Обнинска. Но потом настолько выросла вширь, что в рамки одного мероприятия уместить всех желающих становилось все труднее и труднее. Это как КВН. Когда-то появившись на ЦТ, он так полюбился народу, что в него стали играть по всей стране. Нечто похожее происходит и с «Юностью. Наукой. Культурой». В нее «играют» в Питере и Новосибирске, Златоусте и Краснодарском крае, скоро в «клуб» вступит Забайкалье.

И это только одна конференция МАН. К ней добавились другие — «Первые шаги в науку», фестиваль «Творческий потенциал России», конкурсы «Познание и творчество», «Озарение», «Компьютер. XXI век», «Военная история»… А еще олимпиады, турниры, форумы, семинары, летние лагеря…

В конце концов всей этой работой заинтересовалась даже Госдума. В 2008 году в Обнинске устроили выездное заседание двух думских комитетов, после которого Министерству образования была выдана рекомендация реализовать пилотный проект привлечения молодежи в науку под патронажем МАН «Интеллект будущего». И МАН делает все от него зависящее, а вот Минобраз, похоже, не торопится: проблемы ЕГЭ бы расхлебать! И все это идет под аккомпанемент бесконечного стона о том, что молодежь не интересуется исследовательскими работами, что инновационной экономике неоткуда черпать кадры. Так вот же они, эти кадры, — вот списки победителей национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». МАН целую книгу издал, разместил фамилии, бери и пользуйся, что называется. Но тут вообще парадокс вылезает — готовый практически исследователь не имеет никаких преференций при поступлении в вуз, никакие бумаги, даже наличие президентского гранта роли здесь не играет.

Обнинский полис

Помимо всего прочего, «Интеллект будущего» еще и настоящее издательство. Оно выпускает одноименный журнал, методические материалы «Образование: взгляд в будущее», сборник «Ими гордится Россия». И совершенно отдельный проект — «Обнинский полис». В нем представлены творческие работы одаренных детей, участников конкурсов «Интеллекта будущего». Статья 10-классника Станислава Трофимчука «Парадоксы познания без реверансов», размещенная в последнем альманахе, заканчивается выводом: «Все блага прогресса от знаний. Но и все техногенные беды и риски — тоже от знаний. И все надежды спастись — только на новые знания, на новые технологии, которые, конечно же, принесут и новые проблемы. Человечество не может не познавать — оно стало заложником процесса познания! Такова диалектика этого мира».

В «Интеллекте будущего» этот вывод понимают и разделяют. Поймем ли его и мы?

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены