Спасти наукоград

Автор: 08 марта 2013 1161

Законопроект о наукоградах устанавливает чересчур жесткие критерии присвоения этого статуса — Законодательное Собрание пытается изменить такой подход.

В скором времени Государственная Дума должна рассмотреть во втором чтении новый законопроект о наукоградах. «Правила игры» могут измениться — министерство образования и науки, подготовившее законопроект, стремится установить довольно жесткие критерии присвоения наукоградовского статуса. Для Обнинска это безо всякого преувеличения судьбоносный документ.

Законопроект о наукоградах устанавливает чересчур жесткие критерии присвоения этого статуса — Законодательное Собрание пытается изменить такой подход.

В скором времени Государственная Дума должна рассмотреть во втором чтении новый законопроект о наукоградах. «Правила игры» могут измениться — министерство образования и науки, подготовившее законопроект, стремится установить довольно жесткие критерии присвоения наукоградовского статуса. Для Обнинска это безо всякого преувеличения судьбоносный документ. Как говорят специалисты, у города довольно большой «запас прочности» — введение новых критериев статус наукограда у Обнинска не отнимет. Но затормозить его развитие сможет.

Например, планируется, что в научной сфере должно быть занято не менее 20% от трудоспособного населения (раньше было 15%). Однако в последнее время речь идет о необходимом расширении границ города — тогда население возрастет, а ученых не прибавится, и их доля снизится.

«Такой критерий устанавливать нельзя, — убеждена руководитель отдела инновационного развития ОНПП «Технология» Оксана Коваль. — Парадоксальная ситуация: если мы расширяем территорию, можем потерять статус наукограда. Но и не расширять не можем, потому что инновационные предприятия, без которых немыслим наукоград, размещать негде».

Еще, по замыслу авторов законопроекта, стоимость основных фондов предприятий научно-­производственного комплекса должна составлять не менее половины от общегородской. Такое же соотношение предусматривается и для объемов товаров, работ и услуг.

«Законопроект оторван от реальной жизни, — комментирует председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Горсобрания, в прошлом вице­-мэр по науке, Алла Просвиркина. — Инфраструктура города постоянно развивается, появляются крупные торговые предприятия, стоимость основных фондов благодаря этому все время растет. А доля науки в ней из­-за этого неуклонно снижается и будет снижаться дальше». Получается парадокс — чтобы удержать почетный статус, нынешним наукоградам выгодно не развивать социальную инфраструктуру.

Сохранить же Обнинску почетный статус крайне важно — потому что он является существенным фактором инвестиционной привлекательности. С того времени, как Обнинск стал наукоградом, здесь выросли новые предприятия — Hemofarm, Kraftway, Lotte и другие. Строится фармацевтическая фабрика отечественной компании «Ниармедик +». Благодаря этому растет городской бюджет, 70% которого расходуются на социальные цели, в том числе на доплаты педагогам и медикам. И если Обнинск сохранит звание наукограда, это станет дополнительным инвестиционным стимулом, отчего выиграет буквально каждый житель города.

Областное Законодательное Собрание сильно обеспокоено сложившейся ситуацией и намерено повлиять на ее разрешение. На последней сессии депутаты приняли обращение к премьер-­министру Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть критерии, по которым будет присваиваться звание наукограда.

ОБРАЩЕНИЕ депутатов Законодательного Собрания Калужской области к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву о перечне критериев присвоения городам статуса наукограда Российской Федерации

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации ко второму чтению готовится к рассмотрению проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», внесенный Правительством Российской Федерации.

Основным смыслом рассматриваемого проекта закона является изменение критериев присвоения муниципальному образованию статуса «наукограда» и в частности:

1) предполагается, что общий объем товаров, работ и услуг, произведенных организациями научно-производственного комплекса, должен составлять не менее 50 процентов от общего объема товаров, работ, услуг, произведенных всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями города, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда (ст. 2.5.3’);

2) остаточная стоимость основных средств организаций научно-производственного комплекса в совокупности ежегодно должна составлять не менее 50 процентов остаточной стоимости основных средств всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, и расположенных на территории муниципального образования, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда (ст. 2.5.4’);

3) среднесписочная численность работников организаций научно-производственного комплекса муниципального образования на конец отчетного периода ежегодно составляет не менее 20 процентов среднесписочной численности работников всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров, выполнениеработ, оказание услуг, расположенных на территории определенного муниципального образования (ст. 2.5.1’).

Указанные критерии могут привести к искусственному сдерживанию развития городов науки, как муниципальных образований нового типа, ограничению создания новых рабочих мест и возможностей для роста собственной бюджетной обеспеченности, а также к необоснованной утрате статуса наукограда.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, депутаты Законодательного Собрания Калужской области, являющейся родиной первого российского наукограда, просят Вас дать поручение продолжить выработку «критериев» с учетом мнения наукоградов и заинтересованных регионов.

При этом предлагаем учесть возможность оценивать города-наукограды:

— по увеличению доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции;

— созданию малых инновационных предприятий в наукоградах;

— развитию «популярной науки» в школах и иных образовательных организациях города;

— увеличению доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации;

— стимулированию увеличения доли государства на внешних рынках высокотехнологичных производств (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника, судостроение, биофармацевтика и др.);

— увеличению доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции городов-наукоградов до 35-40 процентов; — повышению внутренних затрат на исследования и разработку, в том числе за счет частного сектора;

— росту количества патентов и доли публикаций в мировых научных журналах и т.д.

Все эти параметры опираются на Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены