Мы стали больше бояться войны, а за здоровье тревоги — меньше

Автор: 28 августа 2014 952
Люди стали больше бояться войны. На фото — беженцы с Украины Люди стали больше бояться войны. На фото — беженцы с Украины

"Левада-центр», организация, изучающая общественное мнение, опубликовала результаты традиционного ежегодного опроса на тему главных страхов граждан России. Чего же больше всего боятся? Первая пятерка «ужасов» выглядит так: с ощущением постоянного страха от того, что могут заболеть близкие люди или дети, живет 40% россиян. На втором месте — боязнь мировой войны — 27%. Дальше идут опасения стать нищим — 22%, собственные болезни и физические мучения — 21%. И замыкает группу «лидеров» страх собственной смерти — 17%. Конечно, это больше 100%, потому что при опросе можно было выбрать несколько вариантов ответа.

Насколько обоснованы эти страхи? Если посмотреть на результаты подобного опроса прошлых лет, окажется, что боязнь того, что заболеют близкие или дети, всегда была на первом месте. Но десять лет назад этот показатель был значительно выше — 60%. Наверное, не потому, что стали более равнодушными — качество медицинской помощи поднялось, и Обнинск — единственный город в регионе, где в прошлом году рождаемость превысила смертность. Продолжительность жизни в городе выросла — люди стали болеть меньше. Тем не менее, естественный страх за здоровье себя и близких существует. «Здоровье человека — это непреходящая ценность, его невозможно купить, — комментирует главный врач КБ № 8 Владимир Петров. — И самое главное — оно всегда в дефиците, здоровья много не бывает». Еще Владимир Александрович вспомнил слова Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья — ничто».

Что касается опасений за здоровье детей, приведем такие данные. Из 22 тысяч обнинцев в возрасте до 18 лет, инвалидов сейчас 296 человек, из них онкологических больных около 40. То есть, инвалидов более 1,5%. Это меньше, чем средний показатель по России — 2%. Но согласимся, что оба числа довольно велики. А вот детская и младенческая смертность в Обнинске очень низкая. Она находится на уровне развитых европейских и азиатских стран.

Странным может показаться, что страх собственной смерти не так распространен, как боязнь за здоровье свое и близких. Однако Владимир Петров ничего удивительного в этом не видит: «Смерть для большинства — это мгновенный переход из одного качества в другое, люди отгоняют от себя мысли о возможных адовых смертных муках».

По поводу боязни нищеты. Минимальная пенсия в нашем регионе — 6 130 руб. И на нее живут 1 384 человека! Точнее — выживают. Да и таких людей на самом деле больше — еще те, кто получает пособие по безработице, и одинокие матери в отпуске по уходу за ребенком. В целом получится около 2%. А еще, как сказал начальник управления социальной защиты Владимир Жарский, около 40% горожан получают различные пособия. Значит, богатыми их никак не назовешь. Скорее, наоборот.

Теперь о геополитике — возможной Мировой войне. Градус тревожных ожиданий по сравнению с недавним прошлым подскочил. За комментариями мы обратились к историку Александру Ульянову — если человек хорошо разбирается в прошлом, то ему легче представить будущее. «На мой взгляд, угроза Третьей мировой войны вполне реальна, — считает Александр Иванович. — Я не припомню обстановки более острой, чем сейчас. Политика ведется на грани серьезного европейского конфликта. Лидеры государств, в том числе и России, очень опасно играют с огнем. Люди это чувствуют, и поэтому наблюдается повышение тревожности». На взгляд историка, глобальная война завтра точно не начнется, но предпосылки для мирового конфликта вызревают. Вполне возможно, что возникнет военно-политический союз России, Китая и Ирана, который будет противостоять Североатлантическому блоку. Есть, по мнению Ульянова, и другой вариант — союз Запада и Китая против России. «Будущее рождается сегодня, а тот, кто сеет ветер, пожинает бурю», — сказал историк. Остается только надеяться, что человечество все-таки сумеет избежать глобальной войны. Например, как это произошло в 1963 году — Карибский кризис не перешел в горячую стадию. А мог.

И в заключение — о преступности. В постоянном страхе стать жертвой нападения преступников живут 13 % россиян. Велика ли вероятность «нарваться» в Обнинске? Жертвами тяжелых преступлений против личности — убийств, изнасилований, причинения тяжкого вреда здоровью, грабежей и разбоя — в городе становятся около 120 человек в год. Это 0,1 % от всего населения Обнинска. Вероятность квартирной кражи в три раза выше — ежегодно воры «обчищают» 0,3 % обнинских квартир.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены