С понедельника стоимость проезда в общественном транспорте поднялась до 35 рублей. Почему? И как вернуть автобусы в график движения?

Автор: 11 июля 2024 750
С понедельника стоимость проезда в общественном транспорте поднялась до 35 рублей. Почему? И как вернуть автобусы в график движения?

О наболевших проблемах мы поговорили с руководителем ОПАТП Леонидом Тюленевым.

Экономическая реальность

▲ Проблему нехватки кадров быстро не решить. Поэтому расписание корректируется так,
    чтобы максимально грамотно распределить водителей в течение дня

Корр. Почему ОПАТП повысил тариф именно сейчас?

Тюленев. Вряд ли найдется хоть одна сфера, где не поднялись расценки или тарифы. Мы живем в этой же реальности. Цены на запчасти и ГСМ выросли на 20-60%, людям надо зарплату повысить (индексация), заложить на амортизацию транспортных средств тоже нужно.
Кроме того, данный тариф установлен на уровне закона. И его повышение обосновано экономической реальностью. Расчетная себестоимость одной поездки силами нашего предприятия — 74 рубля. Доля перевезённых пассажиров льготной категории на текущий момент около 50%. При этом сохраняются все предусмотренные меры социальной поддержки граждан, в том числе бесплатный и льготный проезд школьников, студентов, пенсионеров и многодетных.
Сегодня в администрации прорабатывают новые тарифы на проездные, которые не пересматривались с 2014 года. Их стоимость по текущим тарифам сохранится до 1 сентября этого года.

Устали ждать

▲ Людям приходится ждать автобус по 20-30 минут, а порой и целый час

Корр. А что с нарушением расписания? Фраза «не хватает водителей» уже стала притчей во языцех. Основание — веское, всем понятное. Только проблема с кадрами не решается уже не один год. Народ устал ждать.

Тюленев. Эта проблема общая по стране. И она не может быть решена быстро, потому что водители — очень востребованная профессия. А сейчас, в условиях СВО, тем более. К примеру, за эти два года «за ленточку» ушли три профессиональных водителя, проработавших на предприятии не один год. А воспитать новые кадры — это дело месяцев и лет. Одного желания у человека весь день проводить за баранкой недостаточно. Водитель должен постоянно учиться (всегда есть что-то новое либо в самих транспортных средствах, либо в дополнительном оборудовании на них), быть внимательным к деталям, коммуникабельным и стрессоустойчивым, где-то педантичным.
Не скрываем, есть у нас и текучка кадров. И больше всего она затрагивает как раз водителей, а также диспетчеров.

Корр. Почему люди уходят?

Тюленев. Работа водителя очень тяжелая: нагрузка и физическая, и эмоциональная. Нужно и автобус вести по графику, и с пассажирами вежливо общаться, и ПДД соблюдать. Значительная часть увольняется в связи со сменой места жительства — переезжают в другие регионы. С января по июнь пришло 30 водителей, столько же — уволились.

Но есть и основной костяк сотрудников, которые работают у нас от 5 до 10 лет и никуда уходить не собираются. Средний возраст водителей — 45-47 лет. Это вполне достойно на фоне большинства автотранспортных предприятий.

Неплохо у нас приживаются стажеры, которых мы с нуля отучили на категорию D. 80% из них остаются работать. Или, увольняясь по разным причинам, потом все равно возвращаются за баранку автобуса. Обучение, к слову, бесплатное. А стажеры-«отличники» еще и получают премию.

Опытных водителей тоже стараемся привлечь всевозможными бонусами: компенсируем расходы по аренде жилья для иногородних, оплачиваем корпоративную связь. По желанию водители могут брать дополнительные смены, переработки.

Работа над ошибками

Корр. Но, как видно, ни поощрение водителей, ни их сверхурочная работа не помогают закрыть дефицит кадров. Проблема с нарушением расписания остается. Как намерены ее решать?

Тюленев. Сегодня, согласно муниципальному контракту, мы должны выполнять порядка 900 рейсов в день. Из них 50 — с 23:00 до 4 утра, когда пассажиропоток падает на 98%. Это значит, что где-то совсем пустые автобусы катаются, а где-то везут 1-2 человек. В то время как в часы пик не все рейсы могут выполняться, потому что водители ушли на отдых после ночной смены.

По Трудовому кодексу, после каждого 4-часового нахождения на линии водитель должен отдыхать не менее 30 мин. Если в час пик выпустить 6 машин с частотой в 10 мин, то все они через 4 часа будут сходить на непременный отдых.

И получится, что в течение получаса-часа на линии останутся только 1-2 машины. Вот так и образуются провалы в текущем расписании.

Поэтому мы хотим сократить эти 50 пустых рейсов, тем самым высвободив 7 водителей, которые будут выполнять нормальные смены в дневное и пиковое время.

В целом, сейчас пересматриваем расписание так, чтобы максимально грамотно распределить водителей в течение дня, в том числе в пиковые часы. При этом мы учитываем все собранные за прошедший год критические замечания и пожелания пассажиров. Нам помогает группа Яндекса — на безвозмездной основе предоставляет свои метрики и матрицу пассажирского спроса по городу. Пытаемся составить расписание, которое соответствует транспортным запросам большинства пассажиров, при этом позволяет нам работать не в убыток, с выполнением социальной нагрузки — 50%-ной доли льготных перевозок.

Доходы и расходы

Корр. К слову, об убытках. На последнем заседании Горсобрания ОПАТП попросило заложить в бюджет города еще 25 млн рублей на перевозки. К тем 250 млн, что уже были выделены. Вопрос, на что расходуются городские деньги и куда идут налоги, всегда волнует горожан. А тут еще и суммы ого-го какие.

Тюленев. Давайте для начала уточним, что такое запланированные 250 млн. Это сумма, заложенная городом на выполнение ежедневного плана рейсов в день. Мы его не выполняем, а потому и не получаем эти деньги. А расходная часть меньше не становится. Зарплату платить нужно? Налоги и страховые отчисления? Вынь да положь. Автобусы заправлять нужно? Ремонтировать их тоже нужно ведь? Эксплуатация личного авто отличается от эксплуатации автобуса. В день автобус выкатывает 200-250 км. К тому же, с запланированных к выплате по контракту денег порядка 40% мы возвращаем в бюджет в виде налогов и страховых отчислений.

К слову, рейсы, которые мы выполняем с опозданием, не идут в «зачет» и не оплачиваются контрактом.

Ложка меда

▲ Электробус. В нем тихо, прохладно и очень комфортно. 

Корр. В последние пару недель на фоне множества жалоб на работу общественного транспорта показались и хорошие отзывы о новом члене «большой автобусной семьи». Как показал себя электробус?

Тюленев. Все наши силы сейчас брошены на решение проблемы с расписанием. Но и от новых возможностей развития мы тоже не отказываемся. К нам обратился завод-изготовитель электробусов с просьбой поучаствовать в тестировании машины. По результатам они смогут улучшить конструкцию, а мы получим ценный опыт эксплуатации подобных машин и поймем, интересен ли такой вид транспорта Обнинску. Ведь это тоже экологично, а мы, закупив автобусы на газомоторных двигателях в свое время, решили идти именно по этому пути.

Электробус ездит по разным маршрутам в тестовом режиме. Да, не обходится без неприятностей, выявляются нюансы, бывают технические накладки, но для этого и проводится тестирование в реальном формате. Но на то режим и тестовый. А сам автобус жителям нравится. Мы получили немало хороших отзывов. Во-первых, все отмечают плавность хода машины.

А еще в аномальную жару горожане оценили комфортную температуру в салоне электробуса, кто-то даже специально садился в него, чтобы охладиться. К тому же, проезд на экологичном транспорте бесплатный.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены