Бензин в Калужской области: статистика vs. реальность
На днях Росстат опубликовал средние цены на бензин в Калужской области. Они могут поразить многих: АИ‑92–60,98 руб. за литр, АИ‑95–65,13, дизельное топливо — 69,95.
Конечно, люди удивились. Ведь на заправках они видят совершенно иную картину. Бензин в Калужской области дорожает буквально с первой космической скоростью. Народ в негодовании завалил соцсети губернатора Владислава Шапши фотографиями с городских заправок, где 95-й бензин далеко «шагнул» уже за 80 рублей за литр. Жители Обнинска, где владельцы АЗС одними из первых в регионе взвинтили цены, потребовали проверки от компетентных органов.
Несколько недель назад УФАС приступило к делу. И вот первые выводы: в Обнинске цен «с потолка» нет.
Обнинцы вынуждены ехать на трассу, стоять в длинных очередях, чтобы заправить авто
«Сговора не обнаружено»
– такие результаты показала проверка представителей антимонопольной службы. «Мы продолжаем мониторить обоснованность цен на АЗС по Калужской области в целом и в Обнинске в частности. Сейчас можно сделать вывод: никакого сговора у предпринимателей, которые предоставляют услуги в черте города, нет, — пояснил руководитель регионального УФАС Дмитрий Каретин. — Да, ситуация на топливном рынке в целом по стране непростая. Растет биржевая стоимость топлива. И на небольших частных заправках предприниматели, чтобы сохранить минимальную маржинальность, вынуждены повышать цены».
Почему в городе дорого, а на трассе — нет?
Дело в том, что «малыши» закупают топливо не напрямую на бирже, а у перекупщиков, они-то и диктуют им цены. На крупных сетевых заправках этого дополнительного звена нет. Отсюда и разница.
Это подтверждают в УФАС: многие небольшие заправочные станции, чтобы совсем не уйти в минус, вынуждены поднимать стоимость бензина, причем серьезно. Их финансовых запасов не хватает, чтобы покрывать траты на логистику, ремонт и содержание АЗС. Поэтому мелкие предприниматели вынуждены выбирать: закрыть бизнес или поднять цены на бензин. Второй вариант выбрали многие владельцы АЗС, а граждане стали жаловаться.
«Наша проверка показала: в Обнинске сетевые заправочные станции (те, что находятся на трассе — прим. ред.) пользуются большим спросом у населения, — продолжает Каретин. — Нефтяные компании в первую очередь отгружают бензин сетям сбыта. Поэтому они и могут «держать» цены на уровне. К слову, Калужская область продолжает занимать относительно неплохие позиции в рейтинге регионов ЦФО по минимальным розничным ценам на нефтепродукты».
Цены за литр бензина на Киевке примерно на 15-20 рублей ниже, чем в городе
Дефицит у бензоколонки
«Дефицит топлива в стране, которая является одним из мировых лидеров по добыче нефти? Звучит как бред, но это реальность, с которой мы все столкнулись, — говорит Иван Лысаков, совладелец одной из местных АЗС. — Сошлись сразу несколько негативных факторов, и отрасль, которая к тому же очень сильно зависима от импортного оборудования, ощутимо «поплыла». Ремонт вышедшего из строя оборудования нефтеперерабатывающих заводов оказался сложен. Имевшийся небольшой запас мощностей был быстро исчерпан. Вот и получается, что сетевые АЗС получают бензин первыми, мы — через перекупов».
Вот и оператор одной из городских АЗС Ольга Ткачева, далекая от деталей ведения бизнеса, видит, что поток клиентов значительно снизился: «Конечно, люди поедут на Киевку за бензином. Да, постоят в очереди, в пробках. Но, как говорится, за деньги — да. Там литр почти на 20 рублей дешевле, чем у нас. Руководство пока не говорит о закрытии нашей станции. Но цены опускать не намерено».
Как быть автомобилистам?
В УФАС уверяют: не стоит поддаваться панике, нет смысла заливать бензин в канистры. Эксперты уверяют, что вскоре сезонный спрос уменьшится, и компании наладят работу. Но в то, что цены опустятся вниз, никто не верит.
При этом надзорные органы, как уверяет Дмитрий Каретин, «продолжат держать ситуацию на контроле».
Однако от этой мантры людям не легче. На фоне тотального повышения стоимости на все и вся, многие вынуждены переходить на другой стандарт жизни.

































