Ресурсы
Демченко. Я считаю подход, объявленный губернатором, очень правильным. Оптимизация давно уже назрела. В Обнинске работает порядка 30 УК. Это нерационально, у нас слишком много «малогабаритных» компаний, которые не имеют ресурсов и, соответственно, не могут нормально обслуживать свои дома. В результате страдают жители, растет их недовольство, рынок лихорадит.
На Обнинск, как я считаю, вполне было бы достаточно 5-6 серьезных обслуживающих компаний — с опытом, хорошим послужным списком. И с ресурсами — кадровыми, финансовыми, материальными.
Корр. Ну, с первыми двумя все понятно, а что такое в данном контексте «материальные ресурсы» — дополнительные метелки или, скажем, снегоуборочные трактора?
Демченко. Давайте приведу свежий пример. Около месяца назад мы взяли в работу дом Маркса, 99/1. Это ПИКовская новостройка, и недоделок в доме хватает. Мы еще не начали получать денег от жильцов, но уже решаем проблемы, от которых зависит качество жизни людей. В доме были жалобы — холодно, температура горячей воды низкая. Мы провели регулировку внутренних систем отопления по подъездам, поменяли балансировочный клапан на обратном трубопроводе горячего водоснабжения, промывку и прочистку фильтров. Вопросы остались по отдельным квартирам, которые решаются точечно. Работы потянули на сумму более 50 тысяч. Можно, конечно, было бы вступить в длительную тяжбу с застройщиком, требовать гарантийных работ, но вся эта история грозила затянуться на годы, и что — людям в это время надо было в своих квартирах стучать зубами от холода? У нас были запчасти, оборудование, аппаратура, чтобы решить проблему в срочном порядке. И мы это сделали.
Что до тракторов, тут такая арифметика. Зимой они, конечно, нужны. А что с ними делать после того, как снег растает? И что делать с их водителями? Платить за простой и предъявлять потраченные средства жителям? Вряд ли такой подход им понравится. Мы все посчитали и выбрали взвешенный вариант: работаем с подрядчиками, у которых есть техника для уборки снега.
Подвал на пр. Маркса, 99 до приведения его в порядок и после. Как говорится, почувствуйте разницу
Корр. Вот только в Обнинске таких компаний-подрядчиков мало, а управляшек, как вы правильно заметили, много. И в снегопады они выстраиваются в очередь за уборкой. Понятно, что до кого-то очередь просто не доходит. И обнинцы ковыляют по снежным терриконам.
Демченко. УК «Быт-сервис» работает сразу с четырьмя подрядчиками. У нас не только продуманные договоры, где прописаны все аспекты уборки, но и очень прочные деловые отношения, которые базируются на десятилетиях совместной работы. И, конечно, к каждому снегопаду мы готовимся заранее, изучая прогноз, и вовремя подавая заявки. Просто про снег надо вспоминать не тогда, когда за окошком сугробы уже наметает, а вести эту работу системно.
Путь ТСН
Корр. Вот вы сказали, что пяти-шести серьезных УК на Обнинск было бы достаточно. Но порой крупные игроки рынка ведут себя, мягко скажем, не слишком здорово. Достаточно вспомнить, сколько жалоб приходится на компанию «ПИК-Комфорт»! А поменять УК очень сложно — процедура запутанная, бюрократическая. И, как правило, старая компания не отпускает дом, возникают конфликты, двойные квитанции, разборки в ГЖИ, прокуратуре и пр.
Демченко. Согласен. Таких сложностей для людей быть не должно. Лучше всего тут работают товарищества собственников недвижимости. Правление ТСН нанимает УК, скажем, на год, смотрит, как она трудится. Если все хорошо — договор продлевается, нет — берут другую компанию. И никакой нервотрепки для жильцов, никаких собраний, конфликтов и прочих неприятностей.
Это идеальная схема. Но она наталкивается на тот факт, что жители у нас зачастую не готовы тратить время и силы на ТСН. Хотя хочу заметить, сейчас все больше людей, которые очень грамотно подходят к системе управления домом и готовы в ней участвовать. Так что, может быть, в недалеком будущем дело с места и сдвинется.
Корр. Управляющие компании часто ругают. Ведь когда все хорошо, люди воспринимают это как должное, а если есть проблема — на нее всегда обратят негативное внимание.
Демченко. Должен отметить, что порой нарекания справедливы. Мы в «Быт-сервисе» стараемся своевременно на них реагировать и решать проблемы. Но приходится сталкиваться и с тем, что запросы жильцов не соответствуют оплате. Бывает, что при тарифе на обслуживание в 20 рублей за квадратный метр нас просят выполнить работы в несколько раз дороже. Но ничего не берется из воздуха. А реализовывать желания одних домов в ущерб другим мы не можем. Ведь ежегодно мы отчитываемся перед жильцами о результатах проделанной работы, чтобы они видели, на что были направлены их деньги.
Лицо сегодняшнего дня
Корр. Что сегодня происходит в УК «Быт- сервис»?
Демченко. То, что было 2,5 года назад, когда пришла наша управленческая команда, и сейчас — это земля и небо. Тогда только по налогам и ресурсникам висел долг в 18 миллионов рублей. Сегодня же у нас нет ни просрочек по налогам, ни долгов по теплу и электричеству, ни задержек зарплаты. Появились оборотные средства, которые позволяют нам оперативно решать возникающие проблемы. Есть специалисты, есть ресурсы. Обслуживаем 49 домов общей площадью 314 тысяч кв. м, за два года приросли на 40 тысяч кв. м.
К тому, брать или не брать на обслуживание новые дома, подходим очень взвешенно. Ведь, как правило, жители начинают всерьез задумываться о смене УК, когда проблемы дома уже зашкаливают, когда его инфраструктура изношена до безобразия — при том, что долгие годы на ней никаких работ не велось. И требуемые вложения, чтобы переломить ситуацию, могут оказаться очень велики. Перед тем, как принять решение, тщательно осматриваем дом и все просчитываем. Ну, а если уж взяли его — то засучиваем рукава. Вот недавно приняли Маркса, 99/1. Что там творилось в подвалах, не описать пристойными словами. Навели порядок.
Корр. Зима, очень надеемся, скоро все-таки кончится. Есть уже какие-то планы на лето?
Демченко. Не только на лето, но и на следующую зиму. Мы уже начали подготовку к новому отопительному сезону. Например, хотим сделать реконструкцию двух тепловых узлов на Энгельса, 34. Планируем довести до ума отопление на Калужской, 16.
Летом обновим все детские площадки. Мы их в свое время приводили в порядок, сейчас пришла пора подкрасить и освежить. К нам уже родители звонят, которые хотят трудоустроить на каникулах своих детей-подростков. И эту работу, важную с социальной и воспитательной точки зрения, тоже будем вести.