Путешествие во времени
Что примечательно: мастер-план прогнозирует развитие Обнинска на десятки лет вперед. А значит, именно сейчас мы сами создаем будущее для наших детей. Как оно должно выглядеть? И насколько органично концепция города-наукограда впишется в парадигму стремительно меняющейся реальности?
Разобраться в этом поможет, конечно, молодежь. Именно поэтому специалисты «Картфонда» привлекли к работе на одной из стратегических сессий юных ребят и молодых специалистов. Собрались все: бумеры, зумеры, миллениалы. Каждая группа получила свое индивидуальное задание.
Кофе-стоп и лавочки
Школьники разрабатывали проект «Путеводителя для друга» — что можно показать в Обнинске человеку, который никогда здесь не был? В свой туристический маршрут подростки включили площадь у Дома ученых — он в духе современной урбанистики. Конечно, отметили и парковые зоны, проспект Маркса — приятное место для вечерней прогулки. Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) — место, где можно интересно и полезно провести время. Конечно, молодежи не хватает пространств на открытом воздухе типа амфитеатров, зеленых кинотеатров сродни столичным. Но справедливости ради отметим: с каждым годом город прирастает новыми благоустроенными территориями. В частности, в этом году, наконец, завершат работы в Репинском овраге.
Карта боли
А вот бумеры пошли от противного. Команда Совета молодых ученых и специалистов и Обнинского молодежного центра решила сделать «Антипутеводитель по Обнинску» — наглядно показать самые проблемные точки Обнинска. И здесь их мнение почти полностью совпало с позицией горожан, которые оставляют свои идеи на портале «Мой Обнинск».
Первая точка — въезд в город. Конечно, по генплану Обнинск не должен был становиться настолько большим. Но он перерос задуманное во много раз. И здесь горожане ежедневно сталкиваются с проблемой автомобильного трафика. Ведь по факту въезд в Обнинск — лишь один — северный. А тоннель с реверсивным движением у железнодорожных путей воротами в город не назовешь. Поэтому жители просят построить дополнительные путепроводы через железную дорогу.
Не лицо, а гримаса
А теперь посмотрим, что увидит человек, проезжающий мимо первого наукограда по Киевскому шоссе. Разве это наш Обнинск? «Хаотичная застройка промзоны Мишково, которая стала фасадом города, — говорит заместитель директора по развитию ПАО ПЗ «Сигнал» Вадим Моисеев. — Помимо этого, 101-й километр — тоже полный Шанхай. И это никаким образом не коррелируется с тем, чем Обнинск действительно живет и дышит». К группе «городской гримасы» горожане относят и вокзал: бомжи, лоточники с нижним бельем и поминальными венками, требующий реконструкции железнодорожный мост — первое, что туристы видят, приезжая в город на электричках или автобусах: «Это пережиток лихих 90-х, — уверен начальник производственно-аналитической группы ОНПП «Технология» Ярослав Хмельницкий. — И от него нужно избавиться, и впредь не допускать подобных хаотичных историй в концепции Обнинска будущего. Но здесь важно и не потерять баланс: строить новое, не забывая о старом».
Например, о стеле, что венчает въезд в город: «В этом плане очень повезло Наро-Фоминску, — говорит сотрудник ОМЦ Александр Фокин. — Его стелу — совершенно несовременную — снесли, когда приступили к масштабным работам по расширению Киевского шоссе. Нам тоже необходимо обновить ее — в духе времени и ДНК-кода города». Притом, избавляться от ставшей уже исторической надписи не обязательно: «В этом году стартуют работы по благоустройству набережной Протвы, — говорит вице-мэр по вопросам городского строительства Андрей Козлов. — Прежнюю стелу можно расположить там. Она станет артефактом».
Шашлыки, заправка, горки
Но это, так сказать, внешний марафет. На деле же сотни горожан выразили мнение, что в городе критически не хватает инфраструктуры для детей: «Все сетуют на игровой комплекс «Атом», который появился у Плазы в прошлом году. Но давайте подумаем, почему этот вопрос встал так остро? — размышляет Моисеев. — Ответ на поверхности: во дворах не хватает современных детских площадок, где молодым мамам с детьми было бы комфортно гулять. Все едут на площадь у Дома ученых и к Плазе».
Горожане обратили внимание и на «зеленые легкие» города — Гурьяновский лес. Там жители хотели бы видеть благоустроенные мангальные площадки, чтобы не жечь угли в условном дворе. И реализовать это не так сложно, и стоит не баснословных денег.
А вот для водителей головной болью уже много лет является критически маленькое количество заправок в городе. Некоторые, конечно, заливают бензин в городе, но в большинстве своем автолюбителям приходится ездить на Киевское шоссе за качественным топливом: «В Обнинске нет ни одного «гиганта» типа «Газпромнефти», «Тебойла» и т.п., — рассуждает Андрей Козлов. — Вместо этого — немного «наливаек», где качество бензина, мягко сказать, хромает».
Упремся в нехватку
Все эти «болевые точки» — бесспорно, важно депульпировать, если мы говорим о комфортном современном городе. Но стоит не забывать, что Обнинск — не просто город, а город науки. И база для нашего научно-производственного комплекса — кадры. А их по-прежнему не хватает. Речь идет о специалистах средне-специального образования: «У нас критически не хватает техникумов и колледжей, — говорит Александр Фокин. — Не открываются новые образовательные учреждения, не ремонтируются и не становятся современнее старые. И если не обратить на это внимание, мы столкнемся с острым кадровым голодом уже в ближайшей перспективе. А этого Обнинску допустить нельзя».