«По чесноку»

Автор: 04 июля 2024 599
Лето — время уличных работ Лето — время уличных работ

Год назад в Обнинске случился «коммунальный передел». И только сейчас люди начинают понимать, что, по сути, ничего не изменилось — проблемы не ушли, а в каких-то случаях даже добавились

Замкнутый круг

Власти заявили, что рынок пора избавить от недобросовестных «управляшек». Пять компаний остались без лицензии. Вот только по факту это оказалось бурей в стакане воды — практически все старые игроки вновь «вышли на арену», только под новыми названиями.

Вроде бы для жителей ничего страшного — можно выбрать другую управляющую компанию, если «новая-старая» не устраивает. Но не тут-то было. Управляющие компании со стабильной репутацией новые дома стараются не брать. Казалось бы, почему, неужели деньги не нужны?

Парадоксально, но как раз потому, что деньги нужны, и отказывают. «Мы новые дома стараемся не принимать, — говорит директор УК УЖКХ Ольга Илюшина. — Если прежняя управляющая компания не работала, вал нерешенных проблем копился годами. Взвалить на себя такой груз нереально. А обнадеживать людей, зная, что выполнить обещания не сможешь, не хочется».

Сейчас крайне сложно взять дом, что называется, «по чесноку». Чтобы люди проголосовали за управляющую компанию и дальше шла нормальная работа. Вместо этого начинается бесконечное «перетягивание каната» с подделкой протоколов и разбирательствами. Дом переходит от одной управляющей компании к другой, жители иногда получают по две платежки сразу, и все это подрывает доверие ко всем участникам. Поэтому уважающие себя управляющие компании в эти игры стараются не вступать.

«Пока держимся»

Ситуацию накаляет и удорожание всего и вся, а особенно стройматериалов. Так что в последнее время в регионе набирает силу практика софинансирования текущего ремонта. Когда собранных по тарифу средств не хватает, а сделать нужно то и это, есть два пути — проголосовать за его повышение. Либо одобрить сбор средств под решение текущих задач.

«Нам пока удается работать без софинансирования, — говорит Ольга Илюшина. — Даже если речь идет о сложных случаях. Например, на Комсомольской, 39 А требовался ремонт фасада. Вообще-то это не текущий, а капитальный ремонт, но ситуация была довольно острая и требовала решения «здесь и сейчас». Мы поговорили с собственниками и приняли общее решение — выполнить работы в долг, который будет погашен из оплаты будущих периодов за текущий ремонт, так как доп. строку в своих квитанциях жители не согласились вводить.

А вот тарифы в некоторых домах будем повышать. Сейчас проводим подготовительную работу — общаемся с жителями и напрямую, и через старших по дому, объясняем, даем четкую и понятную раскладку. В основном, люди относятся с пониманием. Такие встречи сейчас прошли на Гагарина, 59 и 63.Здесь тариф был ещё 21-22 рубля с квадратного метра, станет на 5-7 рублей больше».

Понятно, что люди не очень-то охотно идут на общие собрания, а уж когда речь о повышении оплаты, так тем более. Вот только далеко не все знают, что пассивность — пожалуй, худший вариант. Если собрание не состоялось, по закону управляющая компания может перейти на тариф, утвержденный для муниципального фонда, а он больше существующих сейчас на наших домах.

«Мы стараемся все это подробно объяснять, зовем на собрания. Да, можно было бы ничего такого не делать, но доверие людей легко потерять, а восстановить, наоборот, тяжело. Лучше потратить время, но избежать конфликтов», — считает Ольга Илюшина.

Никого нет дома

Но, конечно, полностью избавиться от острых ситуаций невозможно по объективным причинам. В последнее время взаимоотношения жителей и управляющих компаний осложнила еще одна набирающая силу тенденция. Пару лет назад основной сложностью была сдача квартир мигрантам. Она и сейчас «живее всех живых», но добавилась «проблема пустой квартиры».

«В нашем фонде, да и не только в нашем, много пустующего жилья. Причем собственники даже не пытаются извлечь из него прибыль, просто закрывают и наведываются буквально раз-два в год. Но ключи при этом ни соседям, ни нам не оставляют. А в результате при любой аварии страдают соседи. Прорвало трубу — будет лить днями или сразу несколько квартир останутся без воды на неопределенный срок.

Вскрыть квартиру без хозяина — приобрести массу проблем. Это, увы, опыт, а не теория — были случаи, когда потом приходилось доказывать в суде, что мы действовали в интересах жителей и другого варианта не было. Но есть и положительные примеры — у меня хранятся ключи от нескольких квартир».

Так что хорошие отношения с соседями и управляющей компанией — не просто бонус, а вопрос сохранности имущества...

Работа есть

Еще одна «вечная» тема — работа уборщиц и дворников. Люди уверены, что «здесь все поделено и захвачено приезжими». А обычному человеку, желающему подработать, или пенсионеру, который, что называется, еще в силе, можно даже не соваться, все равно не пустят. Или платить будут копейки.

«Не знаю, откуда такое мнение взялось, — говорит Ольга Илюшина. — У нас есть дома, где уборщицами и дворниками работают местные жители. Это идеальный вариант для всех — никуда не надо ехать, вышел, поработал, когда удобно. И вокруг чистота. У нас большинство работников — коренные обнинцы, не мигранты. И вакансии имеются, стараемся предлагать их, в первую очередь, жителям обслуживаемых либо соседних домов. Лучше, когда дворник работает там, где живет.

А бригады сантехников и сварщиков у нас много лет стабильные. У каждой из трех по 10-11 домов, которые они знают от и до. Каждый закоулок в подвале им знаком, поэтому в наших подвалах сухо, прибрано, никакой сырости и беспорядка».

Вне очереди. В этом сезоне в жилфонде ООО «УК УЖКХ» сделают капремонт кровли на Маркса, 80 и Энгельса, 3. Причем такое решение — результат работы управляющей компании. По графику это должно было случиться на несколько лет позже, но удалось перенести сроки на 2024 год.
«Обычно администрация города идет навстречу и поддерживает ходатайство перед Фондом капитального ремонта, — говорит Ольга Илюшина. — Так бывает и у нас, и у коллег, если основания для обращения достаточно веские».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены