Сейчас ветка, идущая возле улицы Комсомольской, активно не используется. Хотя, было время, там каждый день ездил паровоз, возивший грузы для ФЭИ. А во время войны, весной 1942 года там, среди березового леса, стоял специальный поезд-типография — уникальное место работы редакции фронтовой газеты «Красноармейская правда».
Как рождалась фронтовая газета
Этот поезд был замаскирован срубленными деревьями и обладал всем необходимым для выпуска газеты — от редакционного вагона и комнаты для корреспондентов до полного типографского цеха с наборным, стереотипным и печатным отделами, а также собственной электростанцией мощностью 15 киловатт.
«В наборном цеху вручную собирали газетный текст, — рассказывает руководитель отдела истории Наталья Прусакова. — Каждый наборщик отлично знал расположение шрифтов, чтобы быстро и качественно выполнять свою задачу. Металлические копии текста из стереотипного цеха позволяли печатать газету форматом 42 на 60 см с высокой скоростью — до 10 тысяч экземпляров в час. Готовые тиражи отправлялись в полевые почтовые станции Западного фронта и доставлялись бойцам и командирам на передовую».
Как создавалась «Красноармейская правда»
Редакция находилась в составе штаба Западного фронта с мая 1942 года. Она выпускала газету, отражавшую события и настроения на фронте.
«В летнее время неподалеку от поезда раскидывался палаточный городок, где готовили материалы для газеты военные корреспонденты, приезжающих с передовой — продолжает Наталья Александровна. — Широкую известность на фронте и в стране получили статьи и очерки Евгения Воробьева, фоторепортажи Михаила Савина — богатая коллекция его снимков хранится в нашем музее, рисунки и фронтовые зарисовки Ореста Верейского, и, конечно, главы «Книги про бойца. Василий Теркин» Александра Твардовского, впервые появившиеся на страницах «Красноармейской правды» в сентябре 1942 года.
Александр Твардовский — поэт фронта
Александр Твардовский был назначен в редакцию «Красноармейской правды» весной 1942 года. Там он приступил к главной задаче, которую он тогда перед собой ставил — написать книгу о простом русском солдате, о его мужестве и о повседневной жизни. Поэма Твардовского «Василий Теркин» стала одним из символов Великой Отечественной войны. Твардовский знал, о чем пишет: главы поэмы рождались неподалеку от фронта.
Известно, что Твардовский работал по утрам. Пока все спали, он выходил из палатки, и работал прямо в лесу, используя как рабочее место обычный пень. Зато никто не отвлекал и не мешал.
«Василий Теркин» — голос простого солдата
Главный герой поэмы — простой солдат-пехотинец Василий Теркин, ставший олицетворением стойкости советского бойца. Твардовский избегал патетики, используя разговорный живой язык.
В сентябре 1942 года в газете «Красноармейская правда» вышли первые главы «Василия Теркина»: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен», «Гармонь», «В избе солдата» — они составили начальную часть знаменитой поэмы.
Иллюстрации к публикациям создавал фронтовой художник Орест Георгиевич Верейский. Именно на территории будущего Обнинска он нарисовал знаменитый портрет Василия Теркина — изображение, которое сопровождало все последующие издания поэмы. Кстати, в этом году широкой публике был представлен осовремененный Василий Теркин — на новых рисунках он лет на 15 моложе, чем у Верейского.
К юбилею Твардовского и Верейского в городском музее
В честь памятной даты, связанной с двумя выдающимися творцами — Александром Твардовским и Орестом Верейским, в городском музее готовится выставка. Она расскажет о пути создания легендарной поэмы и ее иллюстраций, об исторических событиях, связанных с работой над произведением на территории нашего города. Посетители смогут увидеть редкие фотографии и документы и узнать, как именно «Красноармейская правда» и ее поезд-типография стали настоящим центром культурной жизни фронта, давшим стране эпическое произведение, близкое сердцу каждого русского человека.
Открытие планируется 21 июня