Что делать жителям, если их управляющая компания не прошла процедуру лицензирования и дом остался «бесхозным»?

Автор: 30 ноября 2023 722
Ольга Илюшина: «Мы наши дома не запускаем. Лучше сделать косметический ремонт, чем выходить потом на глобальный» Ольга Илюшина: «Мы наши дома не запускаем. Лучше сделать косметический ремонт, чем выходить потом на глобальный»

 

 Как выбрать новую и надежную и как сделать так, чтобы эта надежная управляющая компания выбрала их?

 

Реинкарнация

Жителям Обнинска уходящий год запомнился этаким городским коммунальным переделом — лишились лицензии пять крупных управляющих компаний. Впрочем, заявка на «оздоровление рынка» была громче, чем результат. Потому что практически сразу же начался обратный процесс: на место выбывших приходили «новые-старые» игроки. История банальная: смотрят жители, а лица-то все те же. Сомневающимся результаты голосования показывают — мол, а вы сами нас выбрали, вот протоколы.

Обращения в прокуратуру, совещания в администрации — руководителей управляющих компаний строго преду-предили (и уже не в первый раз): попытки подделать протоколы — не легкий способ заполучить себе в управление еще один многоквартирный дом, а кратчайший путь к уголовному делу. Вот только никто особенно не испугался, поскольку уголовные дела возбуждают «по факту», а не в отношении конкретных людей. На вопрос, кто подделывал протоколы, в УК отвечали — да нам самим интересно, найдите этого нехорошего человека.

Выбери меня

На таком фоне все важнее становится вопрос выбора надежной управляющей компании. Правда, здесь есть тонкость — надежная компания тоже должна согласиться на обслуживание дома.

«Бывают ситуации, когда дом просится к нам, но мы отказываем, — объясняет руководитель одной из старейших управляющих компаний с солидной репутацией, УК «УЖКХ», Ольга Илюшина. — Если много лет прежняя управляющая компания только делала вид, что обслуживала жилье, у дома вырос огромный ком проблем. Мы трезво оцениваем свои силы и понимаем: при существующем тарифе нам с этой разрухой не справиться. Встаёт вопрос повышения тарифа, а в свете массового подорожания всего, это получается немало. Поэтому привыкшие к обманам со стороны УК жители уже не идут на такие повышения».

Как этого избежать? По мнению Ольги Илюшиной, успешнее всего дела идут там, где жители занимают активную позицию. «Очень хорошо зарекомендовали себя советы домов, — говорит Ольга Анатольевна. — Например, в наших домах есть советы на ул. Курчатова, 52, Маркса, 80, Ленина, 164 и 166, Гагарина, 59 и 63, Энгельса, 18. Я очень ценю помощь старших по дому, с ними легко и приятно работать. Конечно, хотелось бы, чтобы эта практика распространялась, но, к сожалению, идет скорее обратный процесс. Иногда люди вроде бы и хотят организоваться, но вскоре активность сходит на нет из-за пассивности жителей. А причина в том, что в последнее время многие жители — не собственники квартир, а наниматели, или квартиры и вовсе пустуют. Понятно, что в таких домах не с кем обсудить проблемы и очень трудно что-либо решить. Людям ничего не надо, ничто не интересно. Это разочаровывает».

О тарифах

Один из вечных вопросов — тарифы. Удается ли найти баланс между желаниями жителей и цифрами в их платежке? Как объясняет Ольга Илюшина, в большинстве домов УК «УЖКХ» действует так называемый муниципальный тариф — его приняли еще в 2017 году. «Индексации за эти годы не было. Пока удается работать по такому тарифу, но уже с большим трудом. В связи с этим, пришлось немного поменять подход к работе. Стараемся, в первую очередь, исправлять аварийные ситуации: швы, кровли, инженерку. Следим за состоянием подъездов, чтобы был ремонт и чистота. Не запускаем, так как лучше сделать косметический ремонт, чем выходить потом на глобальный. Поддерживаем в порядке входные группы. Это приоритеты, а потом уже пожелания жителей: современные лавочки, красивое ограждение, пластиковые окна и прочее.

Но, разумеется, это не означает, что красивых клумб нет — например, клумба во дворе по ул. Курчатова, 52 заняла первое место в городском конкурсе. Таким жителям хочется пойти навстречу и облагородить двор по их желанию».

Капитальный ремонт и вывоз мусора

Поддерживать дом в хорошем состоянии — дело управляющей компании. Но есть масштабные задачи, которые можно решить только при помощи программы капитального ремонта. В этом году в жилфонде УК «УЖКХ» отремонтировали кровли на Аксенова, 6 и Энгельса, 9/20. В следующем в программу капремонта удалось включить два дома, работы в которых изначально планировали на более поздний срок: Энгельса, 3 и Маркса, 80. «Мы хотели добавить в этот список и дом по ул. Курчатова, 42», — говорит Ольга Илюшина. — Но даже среди внеочередников уже образовалась очередь, вперед пропустили более старые дома. Попробуем снова войти в программу».

Острая проблема, которую решали весь год — вывоз крупногабаритного мусора. Список площадок по Обнинску определен, но жители по привычке складывают крупногабарит около подъезда. Перевозчик убирать его не обязан — не его зона ответственности. «В тарифы ликвидация стихийных свалок силами УК тоже не заложена, — объясняет Ольга Анатольевна. — Так и продолжается борьба с нерадивыми жителями, которые не могут понять — «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Также для нас большая проблема — утилизация отходов от опиловки зеленых насаждений и листвы. Помогает только проведение субботников, когда администрация города выделяет бункеры на бесплатной основе, это большое подспорье. Например, за период осеннего субботника мы вывезли 20 контейнеров листвы. Для нас это немалая экономия, учитывая, что цена одного бункера 11 тыс. руб.

Разумеется, стараемся объяснять жителям, что «как раньше» уже не получается, правила поменялись. Надеюсь, рано или поздно люди прислушаются».

...Даже в наш век цифровых технологий метод «сарафанного радио» оказывается надежным и действенным во многих сферах. В том числе, и в вопросах выбора управляющей компании. УК «УЖКХ» пополняет свой «домовой фонд», что называется, по-соседски — если один дом во дворе она уже обслуживает, высока вероятность перехода в эту УК и соседних. Люди общаются, видят, как обстоят дела.

Конечно, не все бывает гладко — остро ощущается нехватка кадров. «Я часто думаю — а что будет, когда уйдут на пенсию наши маляры или плотники? Мы ценим наш коллектив и хотим, чтобы костяк оставался, но постоянно добавлялись новые, молодые сотрудники. — говорит Ольга Илюшина. — В этом году уже 2 молодых специалиста пополнили наш штат, надеюсь, в следующем году их станет больше».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены