Уникальное собрание
Картина живет, когда на нее смотрят. Владимир Шахрай не тот человек, что «над златом чахнет». Он долго бился, чтобы в Обнинске построили картинную галерею, где бы экспонировалось его собрание и устраивались выставки, но не добился. Поэтому время от времени он выставляет на всеобщее обозрение часть своей коллекции в музее.
Коллекционер называет свою выставку «юбилейной». Во-первых, со времени предыдущего вернисажа прошло уже десять лет, а во-вторых известному мастеру, академику Иллариону Голицыну исполняется 95 лет, а его работы — это основа коллекции, их у Шахрая около 20-ти.
— Мы с Илларионом Владимировичем очень хорошо дружили, — рассказывает Владимир Романович. — Я много раз бывал у него в гостях в Москве, он приезжал ко мне в Обнинск и подарил много своих картин. Но некоторые я у него покупал по символической цене. Еще сложились добрые отношения с народным художником СССР Дмитрием Житинским, Андреем Васнецовым — настоящими титанами советского искусства. Их работы тоже есть в моей коллекции.
— Вы можете назвать самую дорогую картину своего собрания? Во что она вам обошлась?
— Я бы не хотел об этом говорить. Все картины мне дороги.
Основа коллекции Шахрая — советское искусство. Но есть работы европейских и русских дореволюционных мастеров, например — Виктора Борисова-Мусатова, Ивана Билибина. А жемчужина его собрания графики и живописи — работы Петра Кончаловского. Когда-то, в начале 50-х, он подарил свои картины одному обнинскому врачу. А потом Шахрай выкупил их у наследников.
Непростая судьба
В 70-е годы молодой Шахрай преподавал в художественной школе. Может быть, всю жизнь занимался бы педагогическим трудом. Но он выступил против сноса двухэтажного дома, столовой школы-колонии «Бодрая жизнь». В 70-е годы в этом доме размещались мастерские обнинских художников.
Им велели съезжать — чтобы на месте дома построить здание ДОСААФ (ныне — Шацкого, 14). Шахрай открыто возмутился. Дело не только в том, что жалко было обжитого насиженного места — под нож бульдозера собрались пустить старинный по обнинским меркам дом, исторический памятник местного значения. В своем возмущении молодой художник дошел до «Комсомольской правды». И произошло невероятное — газета опубликовала заметку Шахрая «Почему тихо в шумном доме».
Местная власть к публикации отнеслась болезненно. Точнее — с негодованием.
Последствия не замедлили сказаться. «Мне сказали: если я сам не напишу заявление об уходе по собственному желанию, меня все равно уволят», — вспоминает Шахрай.
Он начал собирать произведения искусства еще преподавателем художественной школы. Однажды, в 70-е, он попал в дом правнучки участника войны 1812 года Челищева в Боровске — а там его портрет. Отличный портрет, но траченный временем — пораженный грибком и в дырах. Художник уговорил продать картину неизвестного автора за внушительную по тем временам сумму, 150 руб., — среднемесячную зарплату. И пообещал хозяйке, что никогда не продаст картину. Прошло почти 40 лет. Когда отмечался 200-летний юбилей войны 1812 года, Владимир Романович подарил отреставрированный портрет Челищева и еще две французские гравюры, изображающие аустерлицкое сражение, малоярославецкому музею.
В перестройку занялся бизнесом, сейчас владеет большим магазином «Мастер» на Киевском шоссе. Рядом с магазином стоят скульптуры советских вождей — Ленина, Сталина. Шахрай — противник коммунистической идеологии. «Скульптуры изготовлены на высоком художественном уровне, — говорит коллекционер, — это настоящие произведения искусства, для меня они представляют большую культурную ценность».