Причем в федеральном этапе состязания эрудитов обнинские ученики становились лучшими по предметам, которых даже нет в школьной программе. Яркий пример — экология. Этой наукой плотно занимается учитель биологии Гимназии Галина Верушкина.
В списках значатся
В прошлом году Галина Николаевна Верушкина подготовила 3 победителей и 9 призеров региональных олимпиад по биологии, экологии. Две ее воспитанницы стали призерами заключительного этапа Всероссийских школьных олимпиад: Ольга Тазина (11 класс, биология) и Виктория Беднякова (9 класс, экология).
Уже известно, что четверо учеников Верушкиной одержали победу на региональном этапе олимпиады 2024 года, а восемь стали призерами. Дойдут ли ребята до финала? Пока это «территория неизвестности». «Сейчас работает рейтинговая система, — объясняет педагог. — Поэтому мы ждем результаты со всей страны. Тогда уже станет ясно, пройдут ли ученики дальше. Но должна признаться, конкуренция там серьезная. Более того, исходя из практики, по экологии или биологии каждый третий участник Всероссийского этапа — ребята из Москвы. Уровень подготовки там очень высокий».
Галина Верушкина: «Самое главное — заинтересовать учеников своим предметом»
Как подготовить олимпиадника?
На этот вопрос Галина Николаевна отвечает: «В гимназии много талантливых ребят. И самое главное — заинтересовать их своим предметом, вовлечь в познавательную деятельность. Первый шаг на этом пути — кружок, куда ребята приходят дополнительно заниматься после уроков с 5 класса. И потом некоторые начинают увлекаться наукой всерьез. А когда есть интерес — будут и победы».
А вот, к примеру, ученица Верушкиной Виктория Беднякова, которая в прошлом году стала призером Всероссийской олимпиады школьников по экологии, уверена, что ее успех — это заслуга педагога. Эколого-биологический кружок стал хорошей стартовой площадкой. Его посещение позволило с 6 класса пробовать свои силы в олимпиадах разного уровня и постепенно совершенствовать теорию и практику.
«На региональном этапе школьной олимпиады, помимо теоретической части, мы должны были представить и практическое исследование, — вспоминает Вика. — Я выбрала тему биологической инвазии. В 2022 году мы начали изучать распространение «чужеродного» для Калужской области растения свидина белая на территории Гурьяновского леса. Вместе с Галиной Николаевной мы исследовали закономерности распределения вида, провели картографирование. В этом учебном году выявили, что вид представлен 2 подвидами, один из которых значительно больше влияет на фитоценоз (растительное сообщество)».
А еще Галина Николаевна и ее ученики говорят, что им очень помогает Биошкола олимпийского резерва. Ее несколько лет назад организовала талантливый педагог Марина Рассказова специально для подготовки ребят к выступлениям на олимпиадах. «Прежде педагогов упрекали уже на региональном этапе, что школьники не умеют работать с микроскопом, не могут приготовить качественный препарат для исследований, — говорит она. — Задания же бывают сложными, на уровне третьего курса вуза. Мы поняли, что ребят надо к олимпиадам готовить целенаправленно, поэтому и создали такую школу».
К слову, самое активное участие в создании школы для олимпиадников принимала Галина Верушкина. И именно ее ученики первыми сели за парты. Сейчас Биошкола стала уже образовательным брендом наукограда.
Учитель для Росатома
Под конец прошлого года четверо из шести обнинских педагогов, номинированных на премию «Исток» имени академика Петрянова-Соколова, стали победителями в номинации «Учитель для Росатома». Премия призвана поддержать самых лучших школьных учителей по физике, химии, биологии, информатике и математике в городах присутствия Росатома. Среди победителей — Галина Верушкина.
«Я очень благодарна коллективу Гимназии и лично ее директору Александру Сухареву за то, что посчитали мою кандидатуру достойной к участию в этом конкурсе. Поддержка коллег была очень важна. Ведь мы — команда», — говорит Галина Николаевна.
Мечты о Камчатке
…Урок биологии в 6-м классе гимназии. Галина Николаевна рассказывает ребятам об одном из самых уникальных явлений на Земле — фотосинтезе, о том как его открывали, о диспутах ученых. Такого в учебнике не найти. Дети слушают с широко раскрытыми глазами.
«У меня у самой двое внуков, — рассказывает Верушкина. — Я прекрасно понимаю, что «сухой» язык учебника им скучен. А если нет интереса, то рассчитывать, что маленький человек что-то сможет усвоить, не приходится. Поэтому моя задача — сделать урок живым. Например, вывести детей в парк и показать им, что красиво цветет в мае не только ландыш, но и, например, сочевичник».
Кстати, со своими учениками Галина Николаевна на связи буквально 24 на 7 — готова объяснить все сложные моменты и вдохновить на научный поиск. При этом педагог признается, что хоть она и «живет» работой, но есть у нее заветная мечта — вместе с семьей побывать на Камчатке в долине гейзеров.
… За систематическую подготовку победителей и призеров региональных олимпиад по биологии, экологии и призеров заключительного этапа Всероссийских школьных олимпиад Галину Верушкину выдвинули номинантом городского конкурса общественного признания «Человек года-2023».