Амбассадоры

Автор: 26 сентября 2019 1337
Амбассадоры

В среднем им по 25 лет — мо­лодым специалистам, которые окончили технические вузы страны и теперь готовятся стать амбассадорами отечественных ядерных знаний в мире

 

Первый выпускник

Виталий Митин приехал в Обнинск из Десногорска. Выбрал кибернетику в нашем ИАТЭ, а после окончания вуза стал работать неподалеку от наукограда — в жуковском КНИРТИ. В прошлом году пришел в Техническую академию Росатома и сразу решил осваивать индивидуальную программу подготовки на должность начальника смены цеха тепловой автоматики и измерений.

«Моя предыдущая работа связана с электроникой в военной отрасли. Обучение открыло для меня новую интересную сферу деятельности», — рассказывает Виталий.

В рамках учебной программы будущему инструктору по подготовке персонала АЭС надо освоить технологические аспекты, пройти специальные тренинги по надпрофессиональным компетенциям, в совершенстве овладеть английским. Стажировки на Нововоронежской атомной станции позволили специалисту вживую познакомиться с профессией. Сегодня Виталий Митин — первый выпускник Центра подготовки инструкторов. К началу следующего года Техническая академия выпустит еще порядка десяти специалистов.

Нужны 170 инструкторов!

Всего инструкторов нужно 170, чтобы обеспечить процесс обучения персонала по действующим российским контрактам на строительство атомных станций в Бангладеш, Турции, Египте, Финляндии и Венгрии.

Сегодня в обнинском центре Технической академии, а также в ее Нововоронежском и Санкт-Петербургском филиалах, обучается 76 выпускников опорных вузов Росатома со всей России. В следующем году предстоит набрать еще 74 человека. Требования к кандидатам на этапе входного контроля достаточно высокие: английский язык на уровне «Intermediate» и средний балл по техническим дисциплинам — 4,3. Обучение проводится по восемнадцати направлениям подготовки эксплуатационного персонала АЭС: от руководителя отдела радиационной безопасности до начальника смены блока.

«Самое важное для инструктора — нарабатывать опыт, — объясняет директор Центра подготовки инструкторов Леонид Кумков. — В ближайшее время мы хотим увеличить количество площадок для стажировки — помимо Ленинградской и Нововоронежской АЭС планируем начать сотрудничество с Калининской, Ростовской и Балаковской станциями».

Инструктор по подготовке персонала АЭС Виталий Митин со слушателями из Бангладеш

Без переводчика

По принятому в отрасли мнению, чтобы стать начальником смены блока, требуется десятилетие практической работы, ведущему инженеру управления реактором на становление в профессии необходимо 5 лет. Перед инструкторами новой генерации стоит амбициозная задача — сконцентрировать опыт экспертов Технической академии, работавших на АЭС, и за достаточно короткий срок (два года) научиться передавать эти знания персоналу строящихся атомных станций за рубежом на английском языке. Свободная коммуникация без необходимости перевода способствует лучшему взаимопониманию между обу­чаемым и преподавателем.

«Мы уже проводили занятия в группах слушателей из Бангладеш и Турции — как с переводчиком, так и на английском языке, — рассказывает молодой специалист Максим Талабанов. — На мой взгляд, задача переводчика — не просто передать сказанное лектором, ему важно донести мысль. Но, как правило, переводчик не знаком с техническими тонкостями вопроса и не всегда может понять тему и донести ее правильно».

Языковой подготовке инструкторов в Технической академии уделяют особое внимание. «Во время обучения мы занимались английским языком с преподавателями почти каждый день. Подготовка презентаций, выступление перед аудиторией помогают преодолеть языковой барьер. Необходимо постоянно практиковать навыки общения на иностранном языке», — уверен Виталий Митин.

Мастер-класс по активным методам обучения для инструкторов нового поколения

В особой среде

Рядом с будущими инструкторами находятся опытные наставники — специалисты Технической академии, постепенно вовлекающие молодежь в преподавательскую деятельность. В ходе курса «Системный подход к обучению. Инструкторское мастерство» молодые специалисты учатся анализировать, конструировать и совершенствовать педагогические методы и процессы. В формате бизнес-игры участники обсуждают трудности, с которыми сталкивается международный инструктор в своей работе, и обозначают пути их преодоления. По мнению автора курса, главного специалиста Центра подготовки инструкторов, методолога Марины Кандаловой, создание среды для сотрудничества, коммуникаций и проработки основных инструкторских компетенций должно проводиться в соответствии с лучшими мировыми практиками. Техническая академия Росатома является уникальной площадкой, объединяющей теоретические знания учебного центра, практический опыт атомных станций, возможность участия в отраслевых семинарах и мероприятиях МАГАТЭ.

«Сегодня важно расширять формы взаимодействия: знакомиться с опытом работы зарубежных компаний по вопросам подготовки инструкторов новой генерации, проводить круглые столы с привлечением экспертов, обмениваться учебными программами и организовывать взаимные стажировки, — отмечает ректор Технической академии Юрий Селезнёв. — Объединив свои силы, мы можем создать единый европейский проект. Будут появляться новые партнёры, возникать коммуникации между компаниями. И в перспективе мы выйдем на совместное обучение не только инструкторов, но и всего персонала зарубежных АЭС».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены