Умный и безопасный

Автор: 15 сентября 2022 463
Умный и безопасный

Мы начинаем рассказывать о новой модели развития города. Пилотный проект, куда включили Обнинск, основан на двух понятиях: сервис — это нужная жителям услуга, и инфраструктура — объекты, на которых эта услуга строится.

Именно в такой парадигме теперь будут развиваться города. И Обнинск опять — в первопроходцах.

 

На наших страницах эксперты будут раскрывать ключевые черты новой городской стратегии. Обнинцам интересно знать в деталях, как средства новой федеральной программы улучшат жизнь конкретного человека. И начнем мы с основы основ — безопасности. Сегодня она, как и многие другие сферы нашей жизни, — «умная».

Дмитрий Разумовский,
министр цифрового развития
Калужской области

«Умный город» — это система, которая, в первую очередь, позволяет координировать все силы и средства в экстренных ситуациях: передает информацию о них, анализирует эту информацию, дает рекомендации. Элементы системы уже работают в регионе, например, единый номер экстренных служб 112. При этом есть понимание: для развития системы безо­пасности необходимо увеличить число камер видеонаблюдения, подключить дополнительные информационные системы и модули.

Если говорить о технологиях «умного города» без учета систем безопасности, то сейчас основной вектор направлен на то, чтобы сделать среду максимально комфортной для жителей. Для этого, в частности, развивается система предоставления различных государственных услуг, как на федеральном, так и на региональном и городском уровнях. Например, в области здравоохранения примером удачной цифровизации услуг служит единый номер для обращения к врачу 122.

К сожалению, Обнинск в этом вопросе «проседает». И это — отличный пример того, что если сам процесс предоставления какой-то услуги организован хорошо, то цифровизация делает его еще более удобным для жителей. Если же есть организационные проблемы, то цифровизация их обнажает.

Сейчас мы активно переводим в цифровой режим самые разные услуги. Задача — сделать их проактивными: чтобы человеку не приходилось обращаться в органы власти за их получением, а чтобы он получал их просто по факту наступления события. Например, чтобы при рождении ребенка не надо было подавать заявления на пособия и льготы, а позже не ставить его в очередь за местом в детском саду, чтобы не ходить в пенсионный фонд за начислением пенсии или управление соцзащиты для подтверждения льгот.

«Умный город» обязательно включает дистанционный учет ресурсов. И это тоже большая история: с одной стороны, дистанционный учет означает, что жителю не надо каждый месяц самостоятельно передавать показания счетчиков, это делается без его участия. С другой — ресурсоснабжающие организации дистанционно получают информацию о возможных утечках или других потерях ресурсов. Разумеется, речь идет и о контроле доступа — как в подвалы, на чердаки домов, так и просто в подъезды или дворы.

Если же перейти от уровня конкретного человека ко всему городскому сообществу, «умный город» невозможен без умного управления транспортом — речь не только об управлении потоками и дорожной обстановкой, но и, например, о работающей в каждом автобусе системе бесконтактной оплаты проезда, возможности оплатить проезд картой.

В целом, цифровизация и «умный город» должны соответствовать принципу: человек не замечает технологий, но они делают его жизнь комфортнее.

Сергей Пасынков,
руководитель некоммерческой
организации ГИЦ «Безопасный город»

Когда-то в ГИЦ «Безопасный город» мы написали список угроз, которые возникают перед обычным жителем города, — технологических, криминальных, коммунальных, экологических и т.п. Список получился внушительным: 54 пункта. Тут все — и криминал, и транспорт, и аварии в ЖКХ, и изношенность сетей.

Информацию обо всех связанных с ними ситуациях у нас запрашивают самые разные структуры — от МВД и прокуратуры до городской администрации и УК. К примеру, образовалась мусорная куча на Маркса. Кто это сделал? Мы по камерам находим машину, вывалившую отходы, и вычисляем организацию, которой она принадлежит. Или, к примеру, стоят рядом две одинаковые пятиэтажки. Но жители одной платят за тепло на 20% больше соседей. Почему?

Мы анализируем информацию приборов учета и находим: сломался термометр, который измеряет температуру обратной воды, в этом причина доначислений. Причем в масштабах дома речь идет об огромных деньгах. Но, конечно, в основном к нам обращаются правоохранительные органы.

В ответ на все запросы мы составляем так называемый акт изъятия и передаем его по специальному регламенту запросившей информацию структуре. Подобных актов мы составляем около 150 в год. Но иногда ответить на запросы невозможно — не хватает нужных данных.

Конечно, скажут многие, тут нет ничего удивительного. Одно дело — богатая Москва, сплошь утыканная камерами. И другое дело — такой город, как наш: камеры стоят дорого, потому и белых пятен на карте хватает.

Но на самом деле не нужно тратить астрономические суммы на покупку муниципальных камер и их обслуживание. Куда практичнее использовать те, что ставят магазины, банки, управляющие компании. Мы это придумали еще раньше москвичей. Только там владельцам камер платят за подачу видеокартинки в специальный центр, а мы предлагаем оплачивать лишь изъятую по акту информацию, когда она востребована после какого-то происшествия.

Это выгодно и городу, и владельцам камер, а вдобавок появляется стимул для приобретения новых устройств. Если бы сейчас плата за акт изъятия составляла 10 тысяч рублей, то речь шла бы примерно о полутора миллионах в год, если опираться на сегодняшнюю статистику. Это совсем небольшие для бюджета деньги.

Важно только принять на уровне города нормативный акт, что любая информация по безопасности должна запрашиваться и получаться через, например, Агентство городского развития, как бюджетополучателя. Это первое. И второе: сейчас часто бывает так, что городу в целях обеспечения безопасности нужно поставить камеру на магазин или жилой дом. Но решить вопрос с собственником порой не выходит. Этот пробел необходимо ликвидировать — нужно специальное постановление об обязательном согласовании установки камер, если того требует безопасность горожан.

Вопросы умного и безопасного города широки и многообразны. Несколько лет назад эти решения казались приятным излишеством, сегодня стали каждодневной необходимостью, а в ближайшем будущем окажутся приоритетным условием для жителей города. И те наработки, что есть сейчас у Обнинска, надо развивать. Приведу один пример. Сегодня жителям Обнинска выдано 70 тысяч современных домофонных ключей, которые, по сути, являются электронным удостоверением личности.

С его помощью можно открыть доступ в детский сад, куда ходит ребенок, или в какие-то административные здания, привязать скидки в магазинах и аптеках, организовать проезд на закрытые парковки или в общественном транспорте. В других городах страны ничего подобного нет, и это преимущество нужно использовать.

В любом случае Обнинску необходима внятная и подробная программа умного и безопасного города. И в ней стоит как учесть наши преимущества, так и описать проблемные места.

Сергей Краско,
начальник обнинского
управления ГО и ЧС

Главная задача на ближайшие годы — внедрение в Обнинске аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Этот АПК — это, по сути, огромный набор различных датчиков и камер, а также программы, которые анализируют поступающие с них данные и сообщают диспетчеру о происходящем. Это позволяет диспетчеру быстрее и качественнее принимать решения, например, отправлять на место аварии или ЧС экстренные службы.
В первую очередь «по линии ГО и ЧС» речь идет о датчиках, установленных на объектах повышенной опасности и объектах жизнеобеспечения. Это, в частности, датчики радиационного контроля, химического контроля — например, за выбросами аммиака на производственных объектах.
Сложный комплекс «связывается» со светофорами: анализируется как плотность транспортного потока — и в случае необходимости меняется режим работы светофоров — так и ДТП. Если они происходят, информация об этом передается диспетчеру. Это позволяет улучшить оперативность реагирования.
Второй большой блок «безопасного города» связан с безопасностью «по линии полиции». Речь идет об установке в городе камер с учетом новых требований ГИБДД, а также внедрении в существующие камеры системы распознавания лиц. Например, если в городе такая камера заметит человека, находящегося в федеральном розыске, она сможет передать сигнал в полицию. Позволяет система распознавания лиц и раскрывать преступления.
Очень многие элементы системы «Безопасного города» в Обнинске уже есть: те же датчики радиационного контроля, камеры. Но все эти элементы предстоит интегрировать в систему, «срастить» между собой.

Пример HTML-страницы
© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены