11-классница из обнинской гимназии Татьяна Головинзина второй год подряд становится призером Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку

Автор: 12 апреля 2022 854
Татьяна Владимировна Фыкина Татьяна Владимировна Фыкина

За каждой победой стоит учитель, наставник. И олимпиады школьников — не исключение. Это огромный труд ученика и колоссальный труд педагога, без которого ни одного шага к победе не сделать. Таню Головинзину подготовила Татьяна Фыкина. Что должен делать педагог, чтобы помочь ребенку первоклассно выучить предмет?

«Главное — мотивация»

«Таня — очень способная и целеустремленная ученица, и моя задача — поддержать ее интерес, помочь, снабдить дополнительной литературой, — рассказывает Татьяна Владимировна. — На уроках, например, она занималась по индивидуальному плану, я ей давала задания повышенной сложности, и для нее это тоже — мотивация и вызов».

Дополнительная литература — это, в первую очередь, учебники, помогающие развивать лексику, подтягивать грамматику. Задания на олимпиадах — за пределами общеобразовательных программ. Про языковые олимпиады Татьяна Фыкина вообще говорит, что они одни из самых сложных. «Очень трудное лексико-грамматическое задание. Надо, например, сначала выбрать подходящие слова из предложенных и додумать их правильное написание, причем предлагается очень сложная лексика далеко за рамками школьной программы, — рассказывает она. — Есть блок заданий по страноведению. Хорошо, что тему объявляют заранее. В этом году, например, мы изучали творчество Достоевского на немецком и связь Достоевского с Германией: где, в каком году, с кем был, какие книги написал, какие города борются за звание прототипа для «Игрока»… И это еще ничего, бывало, что изучали немецких физиков и темы их исследований».

В кружок

В гимназии учат два иностранных языка. Первый — английский. А вот второй — выбирают между французским и немецким. В последние годы все чаще выбирают немецкий — в некоторых классах у Татьяны Владимировны по 17-18 человек. Конечно, в таком формате подготовить олимпиадников очень тяжело. Поэтому в гимназии сделали «олимпиадные кружки» — дополнительные занятия, где детей учат в небольших группах.

Недавно, например, в таком немецком кружке разбирали задание с прошедшей олимпиады. Это было творческое задание, где ребенку дают начало и конец рассказа, а середину ему надо придумать и написать самому — причем не меньше, чем на триста слов. «Каждый из участников кружка сначала сделал задание, а потом мы посмотрели, кто какие приемы использовал, — говорит Татьяна Фыкина. — Одна девочка описывала героев, другая — место действия. Так дети узнают больше приемов и учатся не бояться таких заданий».

И немного везения

Это далеко не все приемы, которые используют для подготовки олимпиадников. Например, увидев что-то интересное в языковых группах в соцсетях, Татьяна Фыкина сразу отправляет это в чат ученикам — чтобы тоже узнали что-то новое. Разбирают и задания с олимпиад прошлых лет.

А еще, чтобы занять высокое место на олимпиаде, нужна доля везения.

— Педагога или ребенка? — спрашиваю.

— Кого в чем, — смеется Татьяна Фыкина и объясняет: — У нас были дети, которые участвовали в заключительном этапе олимпиады, набирали хорошие баллы, но не становились призерами. Где-то слегка не повезло с заданием, где-то немного растерялся…

Сейчас, к слову, правила, по которым определяют призеров и победителей олимпиад, изменили. Раньше 9-, 10-, 11-классники получали на олимпиаде одни и те же задания — и итоги подводили единой возрастной группой. Понятно, шансов у 9-классников было не очень много. В этом году задания также были одинаковые, но зато результаты подводили по параллелям. И, скорее всего, обратно «склеивать» потоки уже не будут. Так что в перспективе в Обнинске будет больше и больше призеров и победителей по самым разным предметам. Влюбленные в свою профессию педагоги, которые их могут подготовить, в наукограде есть.

Пример HTML-страницы
© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены